|
Преподавание русского языка Коммуникативная направленность преподавания русского языка. Текст. Приемы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложениюNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.12.21 Просмотров: 0 Рублева Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цель: подготовка учащихся к ГИА, ЕГЭ. Обучение приемам сжатия текста. В науке известны три способа сжатия текста:
I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.) Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме? Формы работы:
Открытый урок в 6 классе. Тема: Текст. Приемы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению Цель урока:
Оборудование:
Ход урока 1. Слово учителя. Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Как вы понимаете этот термин? (Содержание текста воспроизводится кратко, обобщенно. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.) Мы продолжаем наш разговор по ключевым понятиям, без которых невозможно выполнить эту работу. Вы уже, наверное, догадались о каких понятиях идет речь. Назовите их. (Текст, микротема, основная мысль, план ) Что такое текст? (Это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности.) Назовите главные признаки текста. (Связность, единство, целостность, завершенность.) Что такое микротема? (Это то, о чем говорится в определенном отрезке текста.) 2. Объяснение нового материала.
– О чем этот текст? Определите его основную мысль. (Зачем нужны хорошие манеры?) – Как его можно озаглавить? (Зачем нужны хорошие манеры?) – К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите свое мнение. (К публицистическому, в нем автор привлекает внимание молодых людей к вопросам этики, рассказывает о хороших манерах, воздействует на читателя, призывает задуматься над сказанным, последовать советам.) Каким типом речи является этот текст? Докажите (рассуждение). Мы должны воспроизвести содержание данного текста сжато. Перед вами памятки: Приемы сжатия текста:
Прочитайте 1-ый абзац текста. Какую микротему можно в нем выделить? (Зачем нужны хорошие манеры.) Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Какой прием сжатия текста можно использовать. Подчеркните ключевые слова. Как можно озаглавить 1-ый пункт плана? 1. Зачем нужны хорошие манеры? Просмотрите 2-ой, 3-ий абзацы. Можно ли их объединить? Почему? (Общая микротема.) Подчеркните ключевые слова. Какой прием сжатия текста можно использовать. (Обобщение.) Как можно озаглавить 2-ой пункт плана? 2. Что лежит в основе “рецептов” поведения? Читаем 4-ый абзац Просмотрите его, выделите ключевые слова, подчеркните карандашом. Какую микротему мы можем выделить. Какой способ сжатия текста мы сможем использовать? (Упрощение.). Как связаны предложения в этом абзаце? (Цепная связь, можно убрать лексический повтор.) Как можно озаглавить 3 пункт плана? 3. Надо уметь не мешать друг другу:
Просмотрите 5-ый, 6-ой абзацы. Можем ли их объединить? (Да, общая микротема.) Какой прием сжатия текста сможем использовать? (Сочетание исключения и обобщения.) Как можно озаглавить 4-ый пункт плана? 4. Важнейшее правило, которое следует запомнить. Свое обращение к молодежи Лихачев облекает в форму письма, текст носит призывный характер, он убедителен, эмоционален. Используются средства языка, характерные для публицистической речи: риторические вопросы (они не предполагают ответа, их задача – привлечь наше внимание к обсуждаемой проблеме), лексические повторы, инверсия (быть опрятно одетым надо потому). Прочитайте сжатый вариант текста. Какой вывод для себя можно сделать? Выскажите свое отношение к поднятой в тексте проблеме. Как избежать речевых повторов? Какие текстовые синонимы использует автор? – Хорошие манеры. ЭТИКЕТ, (работа со словарем). Следующий этап работы. Орфографический и пунктуационный анализ текста.
(В книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.) Итог урока. Что такое сжатое изложение? Какие приемы сжатия текста вы сможете использовать? На дом: написать сжатое изложение.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |