|
Преподавание литературы Педагогическая программа "Счастья миг…". По поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.12.20 Просмотров: 0 Моршинина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Задачи:
Организация мастерской:
Ход мастерской 1. Индуктор. Выберите афоризм о счастье, который вам понравился, согласны вы с ним или нет. И, вообще, какого человека можно считать счастливым.
Афиширование от групп. - Несчастья бояться – счастья не видать. Чтобы быть счастливым, нужно смело этого добиваться, даже если будет трудно. Ничто легко не даётся. Только смелым улыбается удача. - Человек не создан для счастья, как птица для полёта. И не звучит гордо. Человек для слёз приходит в этот мир. Но имеет право быть свободным. Не бывает идеально счастливых людей. Счастья так мало в жизни, больше проблем и труда ради достижения цели. Главное не бояться и уверенно идти к этой цели. Будешь свободным, не будешь бояться рисковать, Это самое главное. - Человек создан для счастья, как птица для полёта. Всё зависит от человека. Если хочешь быть счастливым – будь им. 2. Чтение отрывка.
Что мы можем сказать об этом герое? Запишите на листе свои мысли, слова, может быть, предложения. Афиширование. Желающие читать свои записи. - Это Мцыри, Он несчастен, но привык к своему положению. - Можно смириться со своим положением и жить, но это не приносит радости и счастья. - От безысходности можно пойти на всё, привыкнуть, но когда-то вдруг вырваться из плена. 3. Я думаю, что при чтении поэмы у вас возникли вопросы к главному герою. Сегодня мы можем попросить его ответить. На листе ватмана запишите свои вопросы фломастером (3-4 вопроса). Представители групп выбирают один вопрос, в группе готовят ответ. Афиширование от групп. - Почему ты решился бежать? Твоя цель? - А почему ты не повторил попытку? - Если ты встретил девушку, почему не пошёл к людям? - Что заставило тебя остановиться на полпути? 4. Вопрос. О чём важном в жизни Мцыри мы ещё не сказали? Афиширование по цепочке (отвечают желающие). - Его нельзя назвать трусом, потому что он сумел оставить монастырь и убежать искать своих родных. - Он очень любил свою Родину, хотя ничего почти о ней не помнил. Самое тяжёлое – не иметь дома, близких, не помнить своего прошлого. Без прошлого нет настоящего. - Меня поразила его схватка с барсом. Желание быть свободным и счастливым сделало его сильным. Такое чувство, что перед нами не мальчик, а богатырь. - Он решился на побег, вдохнул воздух свободы и, наверное, на большее уже не было сил. Для человека, который в жизни ничего не видел – это подвиг. 5. Задание. В начале разговора мы записали слова, характеризующие героя. Я думаю, мы можем продолжить эту запись. Какими же словами дополнить наши записи? Афиширование индивидуальное. - Мцыри не смирился… Он сумел освободиться. И эти три дня стали для него главными в жизни. Он был свободным. - Я не считаю его несчастным. Он видел и леса, и горы, и людей. Он сумел почувствовать себя одним из них. Эти три дня для него равны жизни без цели и смысла. - Мцыри было тяжело на свободе, но он жил именно тогда, а не годы в монастыре, где не было ни трудностей, ни проблем. 6. Чтение отрывка.
Вопрос. Как изменилось душевное состояние героя? Сравните с первым прочитанным отрывком. Афиширование от групп. - Он успокоился. Он был счастлив. - Он был «безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток», а теперь он мечтает, что друг или брат споёт «про милую страну». И ему не страшно умирать. - Такое чувство, что душа героя успокоилась. Он мечтает быть похороненным в саду, «где цвели акаций два куста». И даже после смерти не будет одинок. - Жаль, что у него не хватило сил бороться дальше. 7. Вам предоставлена возможность нарисовать иллюстрацию к поэме. Что бы вы нарисовали? Ученики вывешивают на доску иллюстрации. 8. Рефлексия. - Был ли в жизни Мцыри счастья миг? Да? Нет? Когда или в чём? - Поэма заканчивается трагично. Умирает мальчик, но… В его жизни был счастья миг. Это когда он видел горы, бродил по лесу, даже когда дрался с барсом. Счастье – это когда происходит что-то необычное, сбываются твои мечты. А у него мечта – свобода. - Конечно, я согласен, что важно хоть чуть–чуть побывать счастливым и свободным. Так было у Мцыри. Но если бы рядом были люди, близкие ему по духу, то, наверное, он смог бы быть счастливым. У него сильный характер, а пока он испытал миг счастья перед вечным покоем. Это лучше, чем жить в неволе всю жизнь, как тот монах. Когда сгорел монастырь, он никуда не мог уйти. Он не знал другой жизни, и свобода ему не «нужна». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |