|
Преподавание русского языка Конспект урока по теме "Понятие о деепричастии"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.12.20 Просмотров: 0 Черкасова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы Тип урока: изучение нового Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа. Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций. Цели урока:
I. Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося) Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: “Чуф! Ши!” М.Пришвин
II. Новый материал
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. (Приложение 1) III. Сообщаю, что это деепричастие, тема нашего урока. В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу – и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую. До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли деепричастия. (Приложение 2) Наблюдение над предложением (на мониторах компьютеров) Устроившись, стал расцветать.
Вывод:
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно! Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем. (Приложение 4) VI. ИНСТРУКЦИЯ по определению деепричастий (Приложение 5) VI. ЗАДАНИЯ (выполняют на компьютерах): № 1 Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы: Держа указку Рассматривающий картину Пригибаясь к земле Проверив себя Вернувшаяся из поездки Громко крича № 2. От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия? Показаться - Бегать- Сделать - Жечь - Знать - Шить № 3. Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия VII. Продолжаем наблюдение.
А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? (Приложение 6-7)
Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее) Задание № 4.
VIII. Домашнее задание Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |