Преподавание литературы Поэт-декабрист РылеевNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1674 Юдина Нина Петровна, учитель русского языка и литературы Тема: Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев. Цели:
Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, видеокассета с фильмом “ Звезда пленительного счастья”, магнитофон, выставка книг, портреты декабристов. ХОД УРОКА Вступительное слово учителя. – Наш сегодняшний урок посвящается К.Ф. Рылееву – поэту-декабристу. “Твоё названье в мире этом мне стало доблестным заветом и путеводною звездой”, – писал Огарёв о К.Ф. Рылееве.
14 декабря 1825 года офицеры-дворяне, презрев собственное благополучие во имя борьбы за счастье народа, организовали первое в России вооружённое революционное восстание. Позже про декабристов скажут, что страшно далеки были они от народа, за что и поплатились. Сообщение ученика о восстании декабристов. Учитель. А теперь посмотрите внимательно на портрет К.Ф.Рылеева. Каким вы представляете этого человека? (Мужественный, с твёрдым характером.) – Об этих качествах характера Рылеева писали его современники, отмечая необыкновенное обаяние, внутреннюю цельность Кондратия Фёдоровича, целеустремлённость. Учитель зачитывает воспоминание о Рылееве Бестужева из книги А.И.Гессена “Во глубине сибирских руд. – Какова же биография этого замечательного человека? Ученица рассказывает биографию Рылеева. Учитель. Чтобы мы более зримо представили себе К.Ф. Рылеева, ребята подготовили небольшую инсценировку. Инсценируется эпизод разговора Рылеева с матерью перед арестом из книги А.И.Гессена “Во глубине сибирских руд”. Учитель. После подавления восстания Рылеева арестовали, он был заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в могильной тишине одиночной камеры провёл он все шесть месяцев следствия. В эти трагические дни он не потерял чувства собственного достоинства, всю ответственность брал на себя, стараясь отвести беду от товарищей. От последнего свидания с женой Рылеев отказался, не хотел подвергать её такому жестокому испытанию, а себя лишить сил, необходимых, чтобы встретить казнь спокойно. Читается предсмертное письмо Рылеева. Просмотр эпизода казни из кинофильма “Звезда пленительного счастья”. Роль К.Ф.Рылеева исполняет артист Олег Янковский. Учитель. Казнь оборвала жизнь не только выдающегося революционера, но и поэта, которому предстояло большое будущее. Портрет Рылеева будет неполным, если мы не поговорим о нём как о поэте. Сообщение ученика об Аракчееве. Чтение стихотворения “К временщику” Учитель. Как характеризует К.Ф. Рылеев Аракчеева? (Коварство, надменность, подлость души, льстивость, лживость в дружбе, пресмыкательство, отсутствие чести и совести.) – О чём Рылеев предупреждает тирана? (Гнев народа не пощадит тирана.) Учитель. Аракчеев затеял злобу на молодого поэта, сделал вид, что не узнал себя в сатире, но журнал “Невский зритель”, где было напечатано стихотворение, был закрыт. Беседа по содержанию произведения. 1. Каким показан в думе крестьянин Иван Сусанин? (Как герой) 2. В каких словах выражает он свою готовность умереть за Родину и царя? (И сыну, и врагам Сусанин говорит о том, что он гибнет за “русское племя”. В словах его звучат глубокая любовь к народу, чувство достоинства.) 3. Что значит для Сусанина умереть за царя? (Умереть за царя – значит умереть за Родину.) 4. Как ведут себя поляки, когда поняли, что им грозит смерть? А Иван Сусанин? В чём его сила? (В любви к Родине). Учитель. Знаменательно, что А.С.Пушкин выделил думу “Иван Сусанин” среди других, она позволила, по его словам, подозревать в Рылееве “ истинный талант”. Ученик читает стихотворение. Беседа по содержанию стихотворения. 1. К чему призывает поэт перед восстанием? (К борьбе за угнетённую свободу.) 2. В чём упрекает дворянскую молодёжь? (В изнеженности, постыдной праздности, в равнодушии к бедствиям Отчизны.) Вывод: Этот обобщённый образ молодого человека контрастирует с образом самого поэта, борца и гражданина. Отсюда вырастает формула Рылеева “ Я не поэт, а гражданин”, предвосхитившая знаменитые слова Н.А. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Чтение стихотворений Н. Рыленкова и А. Межирова. Н. Рыленков.
А. Межиров.
Учитель. Рылеев оставался верен себе, своим убеждениям и в казематах Петропавловской крепости, за каменными стенами и железными решётками. Один из декабристов рассказывал, что переведённый в другую камеру, он нашёл в ней тарелку. На обратной стороне которой прочитал стихи Рылеева:
Эти строки – словно сжатый итог творчества Рылеева. Читая их, вспоминаешь другого поэта и гражданина, нашего земляка, погибшего в застенках фашистского лагеря. Кто это? (Татарский поэт – Муса Джалиль) Муса Джалиль.
Учитель. Давайте ещё раз посмотрим на портрет К.Ф. Рылеева, послушаем музыку и поразмышляем о смысле жизни, о гражданском долге, о нравственной чистоте, звучащих в стихах поэта – декабриста Рылеева, о жизни настоящего человека-гражданина. Чтение стихотворения “Во глубине сибирских руд” А.С. Пушкина. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |