|
Преподавание русского языка Урок русского языка в 4-м классе "Делать хорошее людям - хорошеть самому". Тема: "Слово"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.12.06 Просмотров: 0 Ихсанова Мадина Гарифовна, учитель начальных классов Цели урока: Образовательные: 1. Проверить знания учащихся и понимание ими изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие или несоответствие языковым нормам. 2. Обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о различных разделах науки о языке: лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе; знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы. Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности. Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным. Потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование. Как вы думаете, что обозначает слово “исследовать”? (Изучать, узнавать что-то новое). - Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями? (Да). Постановка темы и цели урока. - Тогда отгадайте загадку и попробуйте назвать предмет нашего исследования: “Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?” (Слово). Правильно, ребята, это слово. А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что “Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата”. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей). - Итак, ребята, тема нашего исследования - “Слово”. Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово.
- Верно, ребята, это слово “Доброта”. И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка. Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения. - Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого сейчас вам нужно разделиться на две группы, назвать по 2 пословицы о доброте и объяснить их. (Дети совещаются, называют и комментируют свои пословицы). - Молодцы, справились с заданием. Всем вручаются карточки – разрешения для исследовательской работы на уроке. (Раздаются карточки-разрешения). - А теперь припомните, пожалуйста, с какими разделами науки о языке мы уже знакомы? (Лексика, орфография, морфемика, морфология, фонетика, синтаксис). Исследование слова “Доброта”. - Итак, путь к исследованиям открыт, и мы отправляемся в I раздел науки о языке – ЛЕКСИКУ. - Скажите, пожалуйста, что изучает раздел науки лексика? (Лексика изучает словарный состав языка). - А что такое слово? (Слово – это минимальная, значимая единица речи). - Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки на письме обозначаются буквами). - Но как вы думаете, могут ли любые звуки, взятые вместе, быть словом? (Мнения детей.) - Хорошо. Вот сейчас мы с вами и исследуем это. Работа в группах по карточкам. Первая группа исследует “парам-пам-пам”, вторая группа - “доброта”. (Приложение 2) Карточка № 1. 1. “Парам - пам - пам” является словом. 2. “Парам - пам - пам” не является словом. Выберите верное утверждение и докажите свой выбор. Карточка № 2. “Доброта” – это слово. Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите и объясните, почему? (После работы по карточкам руководители каждой группы сообщают результаты своих исследований). Предполагаемые ответы учащихся: 1. “Парам-пам пам” не является словом, так как оно не называет предмета, признака, действия; оно неустойчиво, потому что можно заменить некоторые звуки, ударение “пурум-пум-пум”). 2. “Доброта” – это слово, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, может использоваться как в предложении, так и вне предложения, мы не создаем его заново, а только воспроизводим в памяти). - Итак, ребята, могут ли быть словом любые звуки, взятые вместе? (Нет) - Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Как, например, можно ли одну корочку книги без внутренней ее части назвать книгой? (Нет). Почему? (Потому что самое главное в книге не корочка, а ее внутреннее содержание.) - Правильно, ребята, так и слово, помимо внешней звуковой оболочки, должно иметь внутреннее содержание. А внутренним содержанием слова является его лексическое значение. А раскрыть лексическое значение нашего исследуемого слова вы уже попытались в своих сочинениях – рассуждениях на тему: “Что такое доброта?” на уроке развития. Давайте послушаем некоторые отрывки из них. (Чтение отрывков из нескольких сочинений). Исследование лексического значения слова “Доброта”. Представление учащимися своих творческих работ. 1-й ученик: “Я считаю, что доброта – это душа и чувства человека, это ключ к общению людей друг с другом, это путь к светлой жизни не только своей, но и чужой. При помощи доброты мы помогаем здоровым и больным людям”. 2-й ученик: “Я думаю, что доброта – это самое дорогое на свете слово и дело. Люди иногда могут оказаться в бедственной ситуации, а мы в это время можем помочь им добрым словом или делом. 3-й ученик: “Я уверен, что доброта – это помощь людей друг другу в трудные минуты”. 4-й ученик: “Я убежден, что слово доброта – не только доброе слово, но и целое хорошее чувство: большое чувство милосердия, отзывчивости и желания помогать другим. Я уже испытал на себе, что от моей доброты, хорошо не только тем людям, которым я помогаю, но и мне самому становится очень хорошо, радостно и спокойно на душе!” - Спасибо, ребята. Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях. Но как же узнать, правы вы или нет? Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей). Правильно, в толковом словаре. Работа с научной литературой. - Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”, данное в толковом словаре Д. Н. Ушакова (Дети находят значение слова в словаре, читают вслух): Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа. Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да). Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько). Значит каким оно будет? (Многозначным). А теперь попробуйте, составить предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях. (Называют предложения). А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы? Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению). Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу). Итак, какие же синонимы и антонимы можно подобрать к нашему слову? (Синонимы - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность, гуманность, антоним – злость). Молодцы! - Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики? 1. Не любые звуки, взятые вместе, являются словом. 2. “Доброта” - это слово;
Самооценка знаний по разделу лексики в кодовой таблице. - Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ. - Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА? (Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию). - Что могут обозначать эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4, 2? - А как вы думаете, всегда ли звуки и буквы в словах совпадают? (Ответы детей). - Ребята, вот и постараемся мы сейчас это выяснить. Физминутка:
Запись пословицы под диктовку на доске и в тетрадях. (Один ученик пишет на доске, а остальные в тетрадях). ДОБРОМУ – ДОБРАЯ ПАМЯТЬ. - Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей). - Поставьте над словами знак ударения, разделите слова на слоги. Коллективная устная работа. - А сейчас давайте выясним, всегда ли звуки и буквы в словах данного предложения будут совпадать? “Как вы считаете ...” - Есть ли в данном предложении слово, в котором больше букв, чем звуков? (Память) А есть ли слово, в котором больше звуков, чем букв? (Добрая) А есть ли здесь слово, в котором количество звуков и букв совпадает? (Доброму) - Верно ли утверждение, что в слове ДОБРАЯ все звуки твердые и почему? (Нет – звук [й]- всегда мягкий). - В каком слове все согласные звуки твердые? (Доброму) - Какое из этих слов может быть лишним и по какому признаку? (Память – оканчивается на Ь, не является родственным, в первом слоге пишется буква А. Добрая – три гласные, три слог). Можно ли объединить все эти 3 слова в одну группу и по какому признаку? (Первые слоги ударные; имеют один вариант переноса). Молодцы! Итак, вывод: количество звуков и букв в слове совпадают не всегда. Теперь исследуем наше слово “доброта” и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают? Звуко – буквенный анализ слова “доброта”. - А сейчас скажите, пожалуйста, сколько звуков [о] вы слышите в слове ДОБРОТА? (Ответы детей). Давайте, выполним транскрипцию данного слова и выясним, правы ли мы? ( Один ученик выполняет фонетический разбор в виде транскрипции, другой выполняет звуко-буквенный анализ слова – у доски, затем комментируют свои работы; остальные работают в тетрадях: Доброта [дабрата] – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 4 согласных, 3 гласных). - Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет). - Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? (Они безударные, в слабой позиции). - А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова? (Орфография). - Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов). Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило). Напомните, пожалуйста, это правило. (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением). Дети приводят алгоритм проверки слова: “Доброта”: - ударение падает на III слог; - безударные гласные в I и II слогах; - первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”; - вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”. Молодцы! Самооценка знаний по разделу “Фонетика”. - Следующий раздел науки о языке – МОРФЕМИКА или СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. - Ребята, а что изучает этот раздел науки? (Раздел науки морфемика изучает состав слова). - Из каких частей может состоять слово? (Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания). - Три ученика на доске разбирают по составу слова (доброму, добрая, память), а остальные … Внимание! Блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
Морфемный разбор слова ( устно цепочкой): 1. (Что?) доброта, обозначает предмет, значит, это имя существительное. 2. Чтобы определить окончание, изменяю существительное по падежам: (чего?) доброты, (чему?) доброте. Изменяется часть слова - А. Это будет окончание. 3. Часть слова без окончания ДОБРОТ - основа слова. 4. Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк; общая часть ДОБР будет корнем слова. 5. Часть слова после корня - ОТ, будет суффиксом. Приставки нет. - Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ). Итак, слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания. Самооценка по разделу “Словообразование” - Ну, а теперь я приглашаю вас в раздел науки - МОРФОЛОГИЮ. - Что исследует раздел науки МОРФОЛОГИЯ? (Части речи). - На какие 2 группы можно разделить все части речи этого предложения? (Знаменательные и служебные). - Назовите только служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). - А какой частью речи является наше слово доброта: знаменательной или служебной? - Теперь исследуем наше слово “Доброта” как часть речи. Исследование ведем “цепочкой” по алгоритму разбора частей речи: - Доброта – (что?), обозначает предмет, имя существительное. Начальная форма – (Что?) доброта. Признаки: 1. Нарицательное, неодушевленное, отвлеченное. 2. В ед. числе, жен. рода, 1 склонения, в И. падеже. 3. В предложении может быть главным и второстепенным членом. Самооценка по морфологии. Физминутка “Пчелки”.
- Ребята, какой раздел науки о языке изучает предложения и словосочетания? Правильно, это синтаксис. - Запишем такое предложение: Доброго человека добрые дела славят. (Один ученик пишет на доске, а остальные в тетрадях). Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей). Синтаксический разбор предложения выполним в форме игры “Незаконченное предложение”. Я начну предложение, а вы его закончите: А) По цели высказывания это предложение … (повествовательное); Б) По интонации - … (невосклицательное); В) Главные члены … (дела славят), значит, это – … (основа предложения); Г) Если в предложении есть и главные, и второстепенные члены, то это предложение … (распространенное); Д) Если предложение состоит из подлежащего и сказуемого, то оно …(двусоставное); Е) В состав какого члена предложения входят слова (доброго, добрые), назовите эти словосочетании: дела (какие?) добрые, славят (кого?) человека, человека (какого?) доброго. Прекрасно! Оцените свои знания по разделу “Синтаксис”. (Самооценка). - Ребята, вот и закончились наши исследования. Понравилось ли вам быть исследователями? Что же интересного, нового вы узнали из наших исследований о слове? Предполагаемые ответы детей: А) не любые звуки могут быть словом; Б) слова помимо звукового состава, всегда имеют внутреннее содержание или лексическое значение; В) каждый раздел науки о языке изучает только свои определенные признаки слова. Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Ответы детей). - А сейчас, ребята, послушайте отрывок из стихотворения поэта Вадима Шефнера “Слово”, подумайте и скажите, о чем автор предупреждает не только вас, но и всех людей?
- Правильно, ребята! Слова бывают разные: и добрые, и злые. Поэтому нужно всегда следить за своей речью. Ведь не зря говорится в пословице, что “Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь”. Сейчас в кодовой таблице поставьте себе общую отметку за урок, прокомментируйте ее и скажите, над какими разделами науки о языке нам нужно еще поработать? (Ответы детей). - Ребята, для оценки вашего труда на уроке, я назову три слова, а вы очень быстро из вторых слогов составите новое слово. Клеймо, холод, щипцы – (молодцы). Молодцы, ребята! - В завершение наших исследований мне очень хочется рассказать вам об одном случае, связанном с темой нашего урока. Хотите послушать? (Да). Тогда слушайте... Пришли мы однажды в детский дом и с радостью стали раздавать детям шоколадки, конфеты, игрушки. Один маленький мальчик бросил игрушки и конфеты на пол, протянул к нам свои худенькие ручонки и тихо сказал: “Не надо, лучше возьмите меня на ручки ...”. - Ребята, как вы думаете, что для него оказалось важнее? (Не конфеты и шоколадки, а любовь, внимание, ласка, доброе слово). - Значит, легко ли в жизни быть добрым? (Нет). Легко ли понять другого человека, в чем он нуждается? (Нет). - Правильно, трудно. Значит, помимо знаний по русскому языку, чему нам еще нужно учиться? (Доброте). Безусловно, доброте тоже нужно учиться. Нужно учиться понимать душу человека, хотя это и нелегкое дело. Ведь все люди разные: кто-то нуждается в материальной помощи, кто-то в любви и ласке, а кто-то просто в добром слове. Ведь доброе слово – это тоже доброе дело. - Так давайте, будем всегда добрыми и внимательными, отзывчивыми и милосердными друг к другу. Знайте и помните всегда, что “Делать хорошее людям – хорошеть самому”! Стихотворение (читает ученица).
Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд, за большой интерес к научным знаниям. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке. (Звучит песня о доброте. Вручаются грамоты за активное участие в научно-исследовательской работе и призы – книги. Дети идут на перемену). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |