|
Преподавание литературы Урок литературы по теме "Делай добро, делай его повсюду". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.12.04 Просмотров: 0 Бояринцева Тамара Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Образовательная - выявить идейное содержание сказки; продолжить формирование умения анализа эпического произведения; показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.Развивающая – развивать коммуникативные компетенции: вести дискуссию.Воспитательная – вовлечь учащихся в размышление о “нравственном выборе”, использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие;воспитывать любовь к природе, основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции. Словарная работа: гармония, искушение, милосердие.Оборудование : портрет писателя Н.Д. Телешова, иллюстрации учащихся, презентация, эпиграф к уроку:Перед каждым человеком На уроке используем элементы технологии развития критического мышления. 1.Стадия вызова.
Мы будем читать текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название сказке, о чем заставляет задуматься. 2. Стадия осмысления. Читаем текст с остановками. 1 фрагмент со слов “Далеко на севере…” (Слайды 3, 4)до “Наступила долгая, томительная зима”
2 фрагмент “Всякий день принцесса Изольда…” до “… сверкали и искрились, как снежинки при лунном свете!”
(Слайд 5) Вывод. Гармония во всем. А что такое гармония? (Ответы учеников: Гармония – это когда чувствуешь себя счастливым. Гармония – когда люди мирно живут друг с другом, когда люди добры друг к другу). (Можно зачитать некоторые высказывания):
Учитель. Изольда хотела (Слайды 6,7), чтобы ее свадебный головной убор походил на стрелки мороза, “и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете”.Читаем “На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд…” Искушение. Оно всегда рядом. А что такое искушение? (Для меня искушение, когда Я ХОЧУ ЧТО-ТО, но потом начинаю себя уговаривать, не надо. Потом опять к этому вопросу возвращаюсь....Короче вся жизнь состоит из искушений. Искушение может быть эмоциональное, но разум не позволяет, а может быть от головы, но не позволяет душа. Испытание на стойкость...) (Слайд 8) ИСКУШЕ?НИЕ, - Соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного. (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка)
В жизни каждого человека нередко бывают минуты, когда он стоит перед нравственным выбором. (Слайд 9)
Мясо их не годится в пищу. Их много. Только одну…только одну… Читаем: “ И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь все равно птица умрет — немного раньше или немного позднее… Зато как хорош будет ее свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!”Читаем: “Приближалась уже весна.Вся страна готовилась к празднику, на этот раз небывалому…” “В се были радостны; только Изольда одна оставалась задумчивой, невеселой”. Почему?
Читаем: “Накануне вечером пришел в гавань корабль из далеких стран, а через несколько времени явился во дворец и старик. Поклонившись принцессе, он молча подал ей золоченый ящик (Слайды 11, 12)… до “Руки ее дрожали” Читаем часть 2. “С тех пор прошло несколько лет…” Изольда счастлива в стране своего мужа, но ей “не хватало покоя”.
Оказывается и добрый, достойный человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно если не будет задумываться над последствиями своих поступков, и явившиеся ей ночью две белые цапли подтверждают, что прежние терзания Изольды были не случайны. Читаем фрагмент “ Вся комната была залита лунным светом, а у постели ее стояли две большие белые птицы…” (Слайды 14,15,16)Маленькое зло всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя. Можно только искупить свою вину.
Зачитываем фрагмент: — Грустная правда! — ответил король. — И птицы гибнут, и человек унижается.
Учитель. Унижается, убивая, уничтожает в себе человеческое, перестает быть человеком, превращается в убийцу, хищника, зверя, признаётся в своей мелочности, в своем полном равнодушии ко всему, что не есть он сам, союз “и” в данном высказывании подчеркивает тесную взаимосвязь природы и человека. А всему виной Жадность и Беспечность. (Слайд 17) Зачитываем отрывок из книги Н.А.Надеждиной “Каждой былинке брат” “С тех пор как Жадность взяла ружье в руки, множество птичьих и звериных голосов замолкли навеки. Их невозможно вернуть. Природа земного шара стала бедней. Иногда Жадность сама пугалась того, что делала, и спрашивала совета у Беспечности. А та успокаивала: ничего страшного, природа богата, ее богатствам не будет конца. Жадность была ненасытна. Глаза у Жадности были завидущие, руки загребущие, но сердца у нее не было. Беспечность не видела дальше своего носа, не могла заглянуть в завтрашний день. Кто знает, сколько бы еще зла принесли людям Беспечность и Жадность, если бы не вмешался Разум. Разум сказал человеку: так больше нельзя! Подумай, остановись! И человек задумался, стал искать ответы. Пусть человек сильней всех живых существ на земле, но вспомним клич Маугли: “Мы с тобой одной крови!”.Как и все живые существа, человек дышит, мучается голодом и жаждой, может заболеть. Человеку нужны фабрики и заводы, но ему нужны и чистая вода, и зелень лесов, и свежий воздух. Ответ найден. Охраняя природу, человек охраняет себя”. Читаем “Тогда Изольда стала просить, чтобы он научил ее, как исправить или загладить проступок, но король отвечал: Читаем — Прощай, моя милая дочь! — проговорил ей в дорогу старый король. — Милосердие и добро, с которыми ты едешь теперь, дадут тебе прочное счастье. Милосердие должно быть мило сердцу, идти из глубины души человека, осознаваться разумом. Человек творит добро для людей, помогает им в трудной ситуации бескорыстно и не задумывается о том, что он сделал. Вот это и есть настоящее милосердие. Милосердие – это не чувство, а состояние души. К милосердию призывает нас Библия. Зачитать несколько высказываний: Быть с народом, то есть делать добро людям – это искупление, возвращение к внутренней гармонии. (Можно предложить составить синквейн со словами: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ. Н.Д. Телешов обращается к нам с призывом защитить природу, а значит, и человека, потому что тот, кто губит природу, губит самого себя. (Слайд 18)
Выводы урока.
Воспитывать в себе
Тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. Это звучит как предупреждение человечеству. ( Рэй Брэдбери “И грянул гром”).Домашнее задание. 1.Написать мини-сочинение на одну из тем:
2. Нарисовать иллюстрации к сказке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |