Преподавание литературы
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2018
Абрамовская Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели: - формирование и расширение знаний о литературном направлении, об основных мотивах произведения;
- углубление представлений о романтических тенденциях в литературе на примере лирики Лермонтова;
- совершенствование навыков анализа лирического произведения;
- совершенствование монологической устной и письменной речи;
- закрепление понятия «лирический герой».
Тип урока: урок-исследование. Оборудование: - выставка книг о Лермонтове,
- оформленная доска,
- рабочие карты.
Класс: 9 ХОД УРОКА I. Организационный момент (объявление темы и целей урока) II. Актуализация изученного – На прошлом уроке мы вспоминали факты биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном, противоречивом характере поэта и его удивительном таланте. «Непозволительные стихи корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде» А.И.Герцена, сделали имя поэта известным. – Вспомните, как называлось стихотворение, которое принесло Лермонтову известность? («Смерть поэта».) – С болью скажет Лермонтов о Пушкине: Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света, Один, как прежде…и убит! – А против чего или против кого восстал Лермонтов? Он одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»? Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? (Два последних вопроса пишутся на доске.) Об этом наш разговор сегодня. III. Новый материал – Напишите в рабочих картах: Лермонтов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Запишите их. (Чтение вслух вариантов, запись на доске.) – Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта или Лермонтова-человека. Каким мы представляем себе Лермонтова? – А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки (Работа с картами.) из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение записанных вариантов.) – Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления. – Вы, конечно, помните стихотворения «Парус», «Тучи», «На севере диком», «Утес». Кто может прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (Чтение.) Вы можете найти его в ваших рабочих картах. – Выпишите слова, которые создают образ лирического героя. Напомните определение лирического героя. (Выписываются слова: «одинокий», «белеет», «ищет», «просит бури» и др.) – Каким вы увидели героя? Почему он просит бури? (Поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Морская стихия не может одновременно быть умиротворенной и бушующей, бурной. Следовательно, реальная картина исключена. Пейзаж мыслится не как произошедшее событие, а как предмет анализа. Умиротворенное состояние природы побуждает парус «просить» бури. И здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Парус зависит от стихии, подчинятся ее капризам, но каждый раз их желания не совпадают. Так возникает характерное для романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние человеческой души.) – Какие художественные средства использует автор в стихотворении? (Инверсия, метафора, антитеза, эпитеты, риторические вопросы.) – Какова их роль в произведении? – Запишем наш вывод: Лирический герой одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует окружающий мир, он не находит в нем счастья. Вечная неудовлетворенность мешает счастью, становится основой конфликта героя с миром. Именно поэтому произведение строится на контрасте: буря – покой, свобода – неволя. – Какие мотивы звучат в стихотворении? Запишите их в ваших картах. (Мотивы одиночества, борьбы, невозможности желаемого.) – Какому литературному направлению присущи эти мотивы, записанные нами характеристики героя? (Романтизм.) – Итак, романтизм. Я просила вас повторить определение романтизма и найти черты романтизма в выбранных вами стихотворениях Лермонтова. К доске в это время пойдет ученик и составит литературную мини-статью из терминов, предложенных мной. (Ученику предложены листы с написанными на них словами: МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО, ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ, ЧУВСТВО, РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При помощи магнитов к доске надо прикрепить только те таблички, содержание которых соотносится с понятием РОМАНТИЗМ.) Идет опрос, комментарии учителя, уточнения. – Кроме того, вам было предложено подобрать строфы из стихотворений Лермонтова, которые характеризуют его как романтического поэта. (Чтение стихотворных строк, уточнения, возможные вопросы.) – Кто может прокомментировать цитаты с позиций требований романтизма? (Настроение, мотивы, образ героя.) – Проверка задания на доске и запись в картах: Романтизм – это литературное направление, в котором звучат мотивы… Для лирического героя романтического произведения характерно… VI. Самостоятельная работа по группам – Мы вспомнили определение романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой «С» V. Сообщения учащихся («И скучно и грустно» – страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни.) VI. Ответы на вопросы учащихся, учителя, коррекция VI. Выставление оценок, комментирование домашнего задания (учебник стр. 373–376 Литература 9 класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос «Какой видит поэт свою Родину?») VIII. Обобщения, выводы – Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли отражение основные принципы романтизма (перечислить, опираясь на запись на доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не уступает творческой силе Бога. ...Кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто! Лермонтов с гордостью скажет: «Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического изображения действительности. Приложение 1 Приложение 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|