Преподавание литературы Литература Красноярского края в 3-м классе. Тема: "Сравнение образа кедра в живописи, поэзии, рассказе"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 929 Наумова Ольга Александровна, учитель начальных классов Оборудование: ПК, интерактивная доска. Материалы к уроку: карточки для работы в группах, учебное пособие “Литературное путешествие по Красноярскому краю”, презентация в слайдах, тест – краб, шишки кедра. Цель: дать ученикам общее представление о поэтическом, живописном и повествовательном образе кедра в произведениях красноярских авторов, показать связь искусства слова с искусством живописи. Задачи:
Ход урока 1. Организационный момент. Утро доброе, ребята: вам, и мне, и всем гостям!
- Что-нибудь мешает перед началом урока? 1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Слайд 1. Виктор Журавлёв “Кедрачи, кедрачи” на фоне картины Т. Ряннеля “Горные кедры”. Приложение 1. 1. Чтение стихотворения учителем. - С каким литературным жанром встретились? (Стихотворение, поэзия) - Да, стихотворение – это искусство слова! - В чём заключена главная мысль стихотворения? (Автор тоскует о детстве, о родных местах, о тайге, о кедрах). - Прочитайте слова – обращения к кедрам. (Кедрачи, друзья, гордость Сибири) - С каким настроением автор думает о кедрах? - Как думаете, почему рядом разместилась именно эта картина Тойво Ряннеля, художника нашего края? - Что можете сказать о кедрах вы? - Попробуйте описать увиденное вами с помощью карточки – опоры. Работа в группах. (2 – 3 мин) На интерактивной доске даны начала предложений. С помощью карточек с ключевыми словами дети составляют описание картины. - С каким жанром искусства работали сейчас? (живопись, искусство живописи). Приложение 1. Слайд 2 (фамилии авторов, произведения которых используются на уроке) - Знакомы ли вам фамилии авторов и названия их произведений? (Да, Виктор Журавлёв написал стихотворение “Кедрачи…, Т. Ряннель – картину “Горные кедры”, Н.И.Волокитин?) - А что объединяет все произведения? Какова их общая тема? (кедры – символ Сибири, красота просторов сибирских). - Может, кто- то из вас знаком с творчеством или биографией Николая Ивановича Волокитина? (выступления детей) Приложение 1. Слайд 3 (портрет и биография) Приложение 1. Слайд 4. (ключевые слова к 1 – 2 абзацу) - Это рассказ. - Давайте проверим. 2. Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. - Прочитайте ключевые слова. (Чтение вслух) - Можно сказать, что присутствует сказочный зачин? (…Рассказывали, что когда – то давным-давно…) - Это художественное средство автора. Чтение вслух 1 – 2 абзаца. Подтверждение предположений. Словарная работа проводится во время чтения.
Приложение 1. Слайд 5. Абзац 3. Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух. - О чём пойдет речь? (описание кедра) - Найдите и прочитайте, какими словами автор описывает кедр. - Что означает выражение “Давно нет в живых, а кедр стоит…”? (много времени, лет прошло, а кедр живет). Приложение 1. Слайд 6. Абзац 4 – 5. Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух. Прогнозирование. - О чём пойдёт речь? (о шишках, как их добывали, сбивали) Самостоятельное чтение. - Что нового узнали из прочитанного? - Что делает Евсей Кузьмич с шишками? (всегда собирает опавшие) Приложение 1. Слайд 7. Абзац 6. Чтение ключевых слов вслух Чтение абзаца вслух. Словарная работа по ходу чтения.
Приложение 1. Слайд 8. Абзац 7 – 8. Чтение ключевых слов, затем чтение абзаца. Словарная работа.
3. Работа с текстом после чтения. Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста). - С какими жанрами работали на уроке? (поэзия, живопись, рассказ) - А давайте ненадолго тоже станем художниками и нарисуем хоровод вокруг кедра! (рисование на интерактивной доске в программе Power Point) - Спасибо! Теперь у нас появилась своя иллюстрация к рассказу Н.И.Волокитина. 3. Тест “Краб” на понимание прочитанного. Приложение 3. - Займите свои места за компьютерами, на рабочем столе найдите и откройте “Тест Краб”. Вспомните правила работы с тестом. Вам удобно, комфортно? Рефлексия: кто недоволен своим результатом? Хочется его улучшить? (В этом случае дать возможность повторить тест). 4. Рефлексия. Приложение 4. Работа в группах 1 – 2 мин. Карточки с заданием “Собери пословицы”. Приложение 4. 1 группа.
2 группа.
3 группа.
Выступает от группы 1 человек, зачитывает выбранный вариант. На интерактивной доске зафиксированы “разобранные пословицы”. При проверке с помощью способа “перетягивания” пословицы восстанавливаются. - Общую тему пословиц заметили? (о деревьях, о бережном отношении к природе, ко всему живому) 5. Итог урока. - Чтобы вы об этом помнили, вам в подарок шишки от Демидова кедра. - Спасибо за урок! Приложения к уроку. Приложение 1. Презентация в слайдах для работы с текстом. Приложение 2. Карточки – опоры для описания картины Т.Ряннеля “Горные кедры”. Приложение 3. Краб – тест на усвоение прочитанного. Приложение 4. “Собрать пословицы”. Установка дополнительных программ. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |