|
Преподавание русского языка Элективное занятие по русскому языку "О скверном и святом..."Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.11.17 Просмотров: 0 Борноволокова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому, Цели.
План урока
Оборудование: стихотворение Асадова “О скверном и святом”, стихотворение Лысова “Дикарь”, стихотворение “Слово”, аудиозапись фрагмента кинофильма “Бумер”, презентация, социальная реклама, буклет. Тип урока: урок-исследование. До урока учащимся предлагается определиться с точкой зрения по вопросу, можно ли употреблять нецензурные выражения? Ход урока 1. Вступительное слово учителя Начать наше занятие мне хотелось с одной легенды о языке. (Пересказ учащимся легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе) Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям. На другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: “Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать этот ответ Эзопа. Назовите ключевые фразы. (Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете). (Слайд №3. Презентация). Какой вывод можно сделать на основании данной легенды? Вывод: Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Согласны ли вы с суждениями Эзопа? Докажите, что он прав. 2. Сквернословие как языковое явление. Что общего между тем, что сказал Эзоп и высказываниями, которые записаны на слайде? (Слайд №4) Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”. В. Шефнер писал: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”. Вывод: Язык в нашей жизни играет огромную роль как средство общения. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести. Словарь понятий. (Слайд №5)
Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы): – Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых” (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2–10 слов из разряда “скверных” (затем учащиеся оглашают списки слов). – Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную). Звучит аудиозапись фрагмента кинофильма “Бумер” (жаргонная речь “новых русских”). Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).
– Как вы относитесь к тому, что “язык подонков и блатарей” грозит стать нормой. 3. Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?” Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:
Выступление аналитиков:
Анкета “Сквернословие в моей жизни” 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? Спасибо за откровенность! 4. Из истории сквернословия Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области. Чтение учащимся и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”.
В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов. – Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”) (Слайд № 20) – Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.) – Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей) – На каких исторических фактах оно базируется? (Сообщение учащегося. Слайд №21) Мат – явление древнее, присущее всем народам, проживающим на Земле. Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, покланялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью матерщины русские – язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу. Другие считаю, что мат на Русь занесли татаро-монголы. После нашествия Батыя русские научились тому мату, который мы слышим сегодня. Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю. Матерный язык в массовости был присущ рабочим и крестьянам, которые естественно были необразованны. В 1917 году пролетариат пришел к власти. Многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Любил крепкое словцо и Ленин. Сталин тоже матом не брезговал, и именно при нем мат получил большое распространение. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям. Во время “оттепели” стали появляться все новые и новые матерные частушки. После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек и прочую ересь. 5. Отношение русских писателей к сквернословию. (Сообщение учащегося, слайд №22–23) А.С. Пушкин очень сожалел по поводу цензорских купюр в “Борисе Годунове”: “Все это прекрасно; одного жаль - в “Борисе” моем выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная; <...>” (Письмо П. А. Вяземскому 2 января 1831 г.). А.С. Пушкин умело и со вкусом использовал русский мат в своих произведениях. Не чурался “крепких” слов и Н.А. Некрасов. А. Ф. Кони вспоминал: “За обедом, где из женщин присутствовала она (Фекла Анисимовна - жена Некрасова - Г.К.) одна, Некрасов, передававший какое-нибудь охотничье приключение или эпизод из деревенской жизни, прерывал свой рассказ и говорил ей ласково: “Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать”, - и она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут” (Кони 1989: 203). И.А. Бунин, когда ему было присвоено звание почетного академика, “в благодарность решил поднести Академии “словарь матерных слов” и очень хвастал этим словарем в присутствии своей жены” (Чуковский 1991: 463). Для создания этого словаря “вывез он из деревни мальчишку, чтобы помогал ему собирать матерные слова и непристойные песни” (Там же: 464). Отвергая мнение А. Б. Гольденвейзера, что Л.Н. Толстой никогда не употреблял матерщины, И.А. Бунин писал: “... употреблял и даже очень свободно - так же, как все его сыновья и даже дочери, так же вообще, как все деревенские люди, употребляющие их чаще всего по привычке, не придавая им никакого значения и веса” (Бунин 1967: 92). В молодости матерился и наш известный писатель В.П. Астафьев. С горьким сожалением бывший солдат признался в этом. О семье своей жены, он сказал: “Отец ни разу в жизни их никого не ударил, ни разу матом не изругался. Это я уже восполнил пробел. Со мной она все услышала, и отец ее услышал от такого варнака, как я” (АиФ 2001: 19). Однажды на родном для него мате “оскоромился” и В.М. Шукшин. Его коллега по ВГИКу Ю.В. Григорьев вспоминает: “А на маленькой сцене Шукшин поразительно играл Нагульнова и настолько вошел в роль, что в какой-то момент вдруг сочно выматерился. Такого вгиковские стены еще не слыхали. Мы все притихли. Но наша профессура промолчала” (Труд 2002: 10). У всех наших крупных писателей всегда, кроме цензуры, был и свой внутренний редактор - совесть, который не позволял излишеств в лексике, как бы того ни хотелось. Итак, вся “нехорошая” лексика - исконно родная, славянская, связанная тысячами нитей с общенациональным лексическим богатством всех славянских языков. Писателям же можно ею пользоваться, когда без нее теряется содержательность и образность произведения. 6. Как же избавиться от сквернословия? (Слайд №24-29) Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но можно снести и порой дать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, не зависимо от поведения собеседника. Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. И пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: “Не сквернословь... Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел”. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда будет удача свыше, будь только достоин этой помощи. Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России. (Слайд №29) От всей души желаем вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! Чтение учащимся стихотворения “Слова” (автор не известен).
Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов! Представление социальной рекламы. Примерные варианты плакатов. - Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)! - Мат - помоев ушат! - Мат - дорога в ад. - Мат уродует девчат. - Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться! - Мат-это ядов концентрат! - В классе мы найдём управу на словесную отраву! 7. Заключительное слово. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: “Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове”. Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. (Л.И. Скворцов) 8. Рефлексия. (Слайд № 31) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |