|
Преподавание литературы Тема урока: "Красота и богатство лирики Есенина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.11.14 Просмотров: 1 Лукьяненко Ольга Ивановна, учитель
ХОД УРОКА I. Слово учителя. (После первого куплета песни, читается отрывок из книги В. Астафьева “Затеси”.) “Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и весел...” - доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем”. Вся поэзия С. Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется из самого сердца, как “песнь простая”. А не достигается ли эта простота и легкость путем нелегкого преодоления сложностей и трудностей? А сложностей в жизни поэта было немало. Задача сегодняшнего урока — проникнуть вглубь, в “секрет” обаяния стихов Есенина на примере одного из самых совершенных его произведений и на основе углубленного анализа прийти к осмыслению всей поэтической системы замечательного поэта, а также обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности. II. Проверка домашнего задания (ответы на вопросы). 1. В чем художественный смысл и назначение есенинской цветописи? 1. Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими, контрастными тонами. С синим непременно сочетается золотой, яркое красное пятно выделяется на зеленом. Вот характерная картина: “Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру”. Но цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Синий цвет - цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”. Алый, малиновый, розовый близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья. 2. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, “златая, Русь”, “Земля моя златая!”, с другой — “догорит золотистым пламенем из телесного носка свеча”. “увяданья золото”, “Куст волос золотистый вянет”. В есенинской любви к Родине есть “грусти ивовая ржавь”. Красный, багряный говорят о близости конца. “Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась”. Белый и черный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: “Отцвела моя белая липа”, “белых яблонь дым”.
2.Найти в стихах Есенина образы дерева и подумать, как они связаны с образом лирического героя? У каждого дерева в стихах Есенина есть индивидуальный облик: девушки — березки, двойник героя — клен. В стихотворении “Певущий зов” ярко выражена мысль о гармонии человека и природы, о всеобщем братстве людей: “Все мы яблони и вишни голубого сада”. 3.Слово учителя. И образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина. В них выразились древние крестьянские представления о единстве бытия, о том, что растения, и животные, и их старший брат человек — дети единой матери-природы, символом которой является дерево. III. Чтение стихотворения “Отговорила роща золотая...” IV. Анализ стихотворения. Беседа - Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на первую строку. Вы уже знаете, что в любом стихотворении первая строка сразу настраивает на определенный лад. 1. Какие особенности вы здесь заметили? - Образ рощи. Деревья — это сам поэт, тем более что здесь роща отговорила как человек. - Цвет: роща золотая, это цвет увядания, но торжественного, царственного, ведь не желтая, а золотая. - Инверсия. Прямой порядок слов был бы менее поэтическим. Учитель: Мы уже с первых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта. Этому служат и образ рощи, и олицетворение, и эмоционально окрашенный цвет, и поэтизация речи с помощью инверсии. Слова — антонимы веселым и печально прямо выражают эмоцию. 2. А все стихотворение веселое или печальное? - Конечно, печальное, о веселом только воспоминание. З. Но разве это прошлое исчезло? - Перечитайте вторую строфу. - Какие вы здесь выделите ключевые образы? Вспомните другие стихи Есенина, где они встречаются? - Образ дома, дом — это родина, воспоминание о детстве, матери, это то, что человек покидает и потом грустит. Можно вспомнить многие стихи Есенина, где есть образ дома. “Низкий дом с голубыми ставнями...” - там тоже дом, куда стремится поэт. “Письмо матери”, там мать грустит о сыне, покинувшем дом. -Образ странника часто встречается у Есенина. “дух бродяжий” в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу...” Есть еще: “Брошу все. Отпущу себе бороду и бродягой пойду по Руси”. Учитель:А помните это: “Не вернусь я в отчий дом, вечно странствующий странник. Об ушедшем над прудом пусть тоскует конопляник?” Видите, образы второй строфы проходят через многие стихи Есенина, здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле. 4. Какие это мысли? -О краткости жизни. Человек только странник в мире. -Но и жалеть его не надо: так должно быть, это закон жизни. -Дом — это что-то прочное, человек уходит, а дом остается. -А жизнь — дорога, человек путник. -Конопляник грустит об ушедшем, человек и природа едины, как мать грустит о сыне, так же и природа: пруд, месяц. Учитель: Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идет о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь и Родину, остро чувствует красоту природы. Ощущение гармонии возникает не только из того, что здесь прямо говорится о взаимосвязи человека и природы, но и из того, как нарисована картина. Голубой пруд и широкий месяц над ним - картина спокойная, уравновешенная, взгляд наш охватывает низ и верх, горизонталь и вертикаль, получается нечто симметричное, устойчивое и цвет здесь контрастный, - голубой и золотой, красивый и яркий. Это создает впечатление прочного, незыблемого, вечного. А рядом динамика: образ странника, дороги мгновение, времени. И все это вместе прекрасно. 5. Теперь посмотрим, как нарисованы в третьей и четвертой строфах прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить, какую роль играет цвет? -Прошлое и настоящее противопоставлены друг другу. О прошлом сказано: “души сиреневую цветь”. Сирень - весенние цветы, и душа в юности цветет, как сирень. - Прошлое - зеленая, светлая, веселая березовая роща. -Настоящее - голая равнина, одиночество, печальные журавли. -Настоящее окрашено в золотой и красный - цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябины горят, как костер. 6. А каково отношение поэта к прошлому и настоящему? Он несколько раз повторяет: “Не жаль”. Ему в самом деле не жаль прошлого? Вы чувствуете, что все стихотворение наполнено острейшей жалостью, тоской по уходящей жизни. Почему же возникает такое чувство, ведь слова повторяют: “He жаль”? А помните: “Не жалею, не зову, не плачу...” там тоже чувство возникает вопреки смыслу слов. - Наверное, потому, что когда человек говорит спокойно, трагедия еще сильнее чувствуется. 7. Но разве здесь тон спокойный? Учитель: Слова говорят: “Не жаль”, а вся музыка стиха, контрасты образов, цвета передают тоску и сожаление. - Первая строфа звучит плавно, а четвертая напряженно. В первой строфе фразы занимают по две строки, а в четвертой каждая строка - отдельное предложение. Учитель: Все наблюдения верны. Каждая новая строка в четвертой строфе произносится с большим напряжением, чем предыдущая. Это усиливает трагизм, который выражен смыслом слов. Трагизм усиливается постепенно и кульминация его - в 4 и начале 5 строфы. Поэт как бы заклинает себя вопреки своему чувству, не дает ему овладеть собой. Строка “Не жаль мне лет, растраченных напрасно” и синтаксически и цезурой делится на две половины. 8. Сравните их значение и звучание. - Эти части контрастны по значению. Вторая отрицает то, что сказано в первой. Раз напрасно, значит уже жаль. И звучат они по-разному, во-второй половине преобладает звук [р], его не было в первой половине. Контраст звуков усиливает контраст слов, их смысла. 9. Что помогают понять эти наблюдения? - Смысл стихотворения составляют не только значение слов, образы. Стих в единстве с звучащим словом составляют самую душу произведения. Неповторимая есенинская музыка стиха — это и есть суть стихотворения. B ней необычная простота, естественность, легкость. Учитель: После этих строк чувство несколько затухает, наступает грустное примирение. Ведь уход жизни — закон природы, общий и для дерева и Для человека. “Дерево роняет тихо листья”, и поэт уже не кричит в тоске, а роняет “грустные слова”. Листья дерева и слова поэта соединяются в один метафорический образ, ветер — время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние листья. Таком рода раздумья есть и в других стихах Есенина, например, “Спит ковыль. Равнина дорогая..”, “Русь советская”. B конце стихотворения вновь возникает образ замолкшей рощи. Эта рама, в которую заключено многоцветное чувство придает стихотворению композиционную завершенность. Поэт утверждает величие жизни на земле, говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты. Прошлое и настоящее освещают друг друга: на юности лежит отблеск печального настоящего, а нынешнее состояние вобрало в себя красоту “юности веселой”. Главной мыслью стихотворение перекликается со многими другими стихами Есенина. (“Не жалею, не зову, не плачу..”), где мысль о смерти оборачивается утверждением жизни, осознание краткости жизни заставляет ценить человека и землю, на которой он живет. Эти стихи говорят о вечном, общечеловеческом, они чрезвычайно созвучны созданию человека нашей эпохи. 10. Как связаны между собой в есенинской поэзии раздумья о жизни вообще и мысли о Родине и революции, а для этого сопоставить стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Русь советская” (Индивидуальное задание) - Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. Одна и га же любовь к земле, Родине, природе, человеку движет Есениным, когда он размышляет о судьбах родной земли и о судьбе отдельного человека. Одна и та же русская душа проявилась в его лирике. Но есть и различие. В “Руси советской” поэт наблюдает приметы нового в деревне. В стихотворении “Отговорила роща золотая...” его размышления приобретают общественно-философский характер, но это мысли и чувства русского поэта, принявшего революцию, утверждающего высокую ценность народно-национального взгляда на жизнь -народной философии, поэзии, нравственности. Здесь видна глубинная связь народности и революционности, национального и общечеловеческого, жизни народа на определенном историческом этапе и бытия. Стихи раскрывают Мироощущение русского человека переломной эпохи, в нем главное обращение к будущему. Подведение итога. В чем сила этого стихотворения, почему оно так “берет за душу”? Это стихотворение написало с предельной искренностью, обнаженностью души лирического героя, оно таит в себе бесстрашный суд над собой. Это стихотворение написано кровью сердца. Чего стоит поэту горькое признание в растраченных годах или о словах - ненужном коме листьев и эта открытость находит отклик в душе читателя. Как сказал Есенин:
Это свойство, которым обладают подлинно великие поэты. Вот этой искренностью, непосредственностью выражения самого сокровенного, волнующего каждого человека, Есенин жив и в наше время, воздействует на современную поэзию. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |