Преподавание русского языка Обучающее сочинение в форме статьи в стенгазету "О скверном и святом" (8-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1201 Широкорад Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: на доске высказывания о языке, отрывки из Поучения о матерщине, аудиозапись фрагмента кинофильма “Бумер”. Тип урока – развитие речи. Ход урока I. Организационный момент. – Ребята, урок мы начнем с вами с эмоциональной зарядки. Среди высказываний, написанных на доске, выберите то, которое наиболее близко вашему образу мыслей, настроению, и подготовьтесь выразительно прочитать его. Но есть одно условие, которое сразу покажет степень вашей сплоченности: высказывание нужно произнести хором. Высказывания:
– Почему вы выбрали это высказывание? (Для повышения речевой грамотности нужно читать лучшие произведения отечественной и мировой литературы). – Продолжить наш урок мне хотелось бы одной легендой. Пересказ легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе: Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям. – И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением. – Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф. Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу: – Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать! Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду. – Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф. – Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, та ругаешь меня с помощью языка). – Какой вывод можно сделать на основании данной легенды? (Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете). – Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? (Обращение к высказываниям, записанным на доске). Вывод: данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык – явление уникальное: в нем уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. II. Подготовка к сочинению в форме статьи в стенгазету. – На сегодняшнем уроке развития речи мы будем готовиться к сочинению в форме статьи в стенгазету, будем учиться отбирать фактический материал по теме “О скверном и святом”. Слайд 1. Тема урока. Ребята, обращаю ваше внимание на то, что тема для статьи должна быть актуальной, она должна заинтересовать читателя, заставить задуматься над поставленным вопросом. Презентацию можно получить у автора статьи.– Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме? Слайд 2. Актуальность
Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод: Анкета (анонимная):
Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью. Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло? Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить. – Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к истории. Готовясь к уроку, я нашла Поучение против матерщины. Автор неизвестен, но приписывается оно Иоанну Златоусту. Давайте послушаем, о чем там идет речь: (Слайд 3. Выписаны отдельные высказывания из Поучения). – “Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица…тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…” – “Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом…” – “Третья мати-земля, от нее же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение…” – Что же оскорбляется матерным словом? (Во-первых, Матерь Божия; во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мати” – мать-Земля). – Дальше в Поучении говорится о том, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: “…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби…” – Давайте послушаем стихотворение Э. Асадова “О скверном и святом…” (Чтение стихотворения наизусть) Беседа по вопросам: – К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы). В названии стихотворения лежит такой художественный прием, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов. (Определение записано на доске). – Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”). – Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить свое отношение к русскому мату? (“Кощунственная брань”, “площадная брань”, “сквернейшее слово”, “непристойные слова”). – Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей). – А теперь, ребята, выразите свое отношение к поднятой на уроке проблеме. Какой материал вы нашли? Что узнали? Ответы учащихся:
– Давайте подведем итог этой части урока. Вывод: Наш язык очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. III. Психологический тренинг “Комплимент”. Ребята, повернитесь и посмотрите на своего соседа, соседку. Улыбнитесь и скажите человеку что-либо хорошее, обязательно назвав его по имени и глядя прямо в глаза. Учитель первым говорит комплимент одному из ребят. Затем это делают все желающие. IV. Просмотр отрывка из фильма “Бумер”. – Ребята, кроме бранной лексики, есть еще одна опасная болезнь – жаргонизация нашей речи. В этом вы убедились, просмотрев отрывок из фильма “Бумер”. (Учащиеся называют жаргонные слова: чего “базаришь”, на “бабки” “кинуть” хотят, что за “терки” (дела), на хрена упала, “беспредел” и т. д.) Жаргон так же прилипчив, как и мат. Порой я слышу, как и вы в своей речи употребляете подобные слова. Например: человека недостойного поведения вы называете “чмом”, в столовую вы бежите “похавать”, а не пообедать, на дискотеку вы ходите “потусоваться”. – Давайте посмотрим, как образовалось это слово. Слово “тусоваться” родственно слову “туча”, от этого же корня произошло слово “тысяча”. Значит, “тусовка” – это туча, тысяча людей. Но согласно гипотезе, от этого же индоеврейского корня tus произошло слово “тухлый”. Значит, кто собирается на тусовке? Слайд 4. (Запись: индоевр. *tus – туча, тысяча, тухлый, тусоваться (ч//х//с). А теперь давайте проведем небольшой эксперимент. Мы сначала послушаем на языке жаргона фрагмент сказки А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане…”, а потом традиционную, литературную версию сказки. 1. Фрагмент сказки А.С. Пушкина на языке жаргона:
2. Литературный вариант сказки А.С. Пушкина.
– Какой из вариантов вы бы оставили своим потомкам? Почему? – Что теряется в жаргонном варианте? (В жаргонном варианте теряется смысл произведения, красота изложения, доброта, непосредственность.) Вывод: жаргон – это явление временное, он не может отразить интеллектуальную и поэтическую стороны жизни. – Выразите свое отношение к жаргону. Ответы учащихся:
Вывод: Кто любит свой язык, кто годится им, должен выступать против употребления в своей речи жаргонизмов и “скверных” слов. Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, Отчизна, честь, доблесть, совесть, верность, труд, долг, свобода, братство, геройство, единство, мир, щедрость, доброта, вдохновение, учитель, родители, милосердие, нравственность, благородство и т. д.). И в заключение урока ответьте на вопросы: – Можем ли мы изменить собственную речь? – Как вы думаете, что нужно для этого сделать? Ответы учащихся:
– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться. V. Определение композиции сочинения. I. Тезис. – Какую мысль будем доказывать? (Ругань, мат – антиобщественное явление и воспринимать их нужно как зло). II. Аргументы. Какие доводы мы выскажем, какие приведем доказательства?
III. Примеры.
IV. Вывод. (Высказать свое отношение к данной проблеме, например: Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь. Они губительно действуют и на самих говорящих, и на окружающих. Поэтому им должна быть объявлена война). VI. Работа над языком сочинения.
VII. Подведение итогов: – Что нового узнали на уроке? – Что понравилось и почему? – Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы изменить собственную речь? Напоследок я дам вам совет: не давайте слову опережать мысли, подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться. Напишите 10, по вашему мнению, святых слов и запомните их. VIII. Домашнее задание: Написать в школьную стенгазету статью на тему “О скверном и святом…” или в письменном виде изложить свою систему борьбы с нецензурной бранью на уровне класса, школы. Презентацию можно получить у автора статьи.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |