| 
 Преподавание русского языка Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.11.04 Просмотров: 1  Киселева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы   
 Д. С. Лихачёв Известный русский художник и педагог Б.М. Неменский считает, что “нет у общества… средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека”. Нет сомнения, что родная литература, как важная составляющая искусства, является основным средством формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к своей малой родине. Поэтому высокое нравственное, патриотическое, гражданское слово писателей, поэтов, деятелей культуры родного края в школе необходимо как воздух. В области литературного краеведения владимирскими учителями-словесниками сделано и делается достаточно много, чтобы наши школьники знали и любили поэзию и прозу своих земляков. Разработано немало программ, модулей по литературному краеведению. Яркие эмоционально-ценностные уроки по произведениям владимирских поэтов и прозаиков оставили глубокий след в душах наших учеников. Но формирование эмоционально - ценностного отношения к родному краю возможно не только на уроках литературы, но и русского языка. В частности, это возможно на уроках развития речи, где главным инструментом, главным средством эмоционального воздействия являются ценностно-ориентированные тексты, представляющие собой фрагменты художественных произведений и стихи владимирских писателей и поэтов, отрывки из статей местных деятелей науки и искусства. Эти тексты наполнены чувствами и мыслями о родном городе, крае, о его людях, природе, истории, культуре, о современных проблемах малой родины. Обращение к ценностным текстам позволяет уроку стать, в первую очередь, ценностно-ориентированным (не умаляя его учебную цель) – уроком, на котором формируется личностная система ценностей школьника, соответствующая ценностям современной культуры, выстраиваются его ценностные ориентации, и развивается широкий спектр эмоциональных переживаний по отношению к миру, ну а в нашем случае – к своей малой родине. И в то же время, как уже было сказано выше, данные тексты способствуют выполнению и учебной цели, так как являются важным обучающим средством. Помимо текстов, большую роль в повышении эффективности такого рода уроков играет и выход на культурное пространство нашего края. (Под культурным пространством понимается вся культурная зона Владимира и области: музеи, выставочные и концертные залы, библиотеки, памятники истории и т.д., а также природа и люди Владимирского края.) Приведём пример, наглядно иллюстрирующий всё вышеизложенное. “Узнать поэзию труда”. Ценностная цель: 
 Ценности: 
 Учебная цель: 
 Подготовительная работа и опережающие задания. 1. Экскурсия на выставку изделий из стекла и хрусталя мастеров-стеклодувов г. Гуся-Хрустального. Цель: 
 2. Написать сочинение-миниатюру “Это хрупкое волшебство” (описание предмета, вызвавшего наибольшее восхищение). 3. Подготовить выставку фотографий и ученических рисунков на тему “Высокое слово - МАСТЕР”. 4. Подготовить устный рассказ о профессии любого из родственников Ход урока. Звучит поэтический эпиграф – стихотворение Петра Кошеля “Работа”. 
 Ученики определяют тему стихотворения (тема работы, труда), объясняют формулировку темы урока, записанной на доске. (Эта метафора говорит о том, что любой труд, если к нему относиться с душой, сродни высокому искусству. Главное – захотеть “узнать”, захотеть стать мастером своего дела.) Обращение к выставке предметов, выполненных из стекла и хрусталя мастерами-стеклодувами из города Гусь-Хрустальный. Учащиеся выражают своё отношение к предметам искусства и мастерам, их выполнившим, вспоминают всё, что они узнали о труде стеклодувов из экскурсии. Труд стеклодува не прост. Вот как его описывает в своей статье “Гнездо хрустального гуся” Владимир Полторацкий. Звучит подготовленное выразительное чтение ценностного текста. “Варить стекло – нелёгкое дело. Мало того, что составление смеси требует исключительной точности, важно, чтобы в печи стекло было чистым и вязким, чтобы не дай бог не попал в него воздух, не пошло бы оно “мошкой”, то есть мелкими пузырьками, чтобы не перестоялось, а дошло до такой степени готовности, которая была бы “как раз в аккурат”. Вот уже кажется, что и по цвету и по вязкости оно совершенно готово и что пора начинать работать из него разные вещи, но старый, опытный стекловар, нахмурившись, говорит: “Ещё чуть-чуть”. Тайна этого “чуть-чуть” была доступна только кудеснику-мастеру. Мастера-стекловары – а их было три-четыре на весь завод – ревниво скрывали друг от друга секреты своего мастерства, пробные плавки делали дома, в маленьких горшочках, чудодействовали над ними, и в посёлке все были уверены, что стекловары – настоящие колдуны. Процесс выдувания стеклянных изделий в общих чертах похож на выдувание мыльного пузыря. Подобно тому, как ребёнок, набрав на кончик соломинки мыльную пену, выдувает из неё для забавы прозрачный, сияющий шар, мастер-стеклодув, набрав на кончик длинной железной трубки шарик расплавленного стекла, выдувает из него пузырь, именуемый в производстве “баночкой” и придаёт ему нужную форму. Так делалось всё: и изысканные графины, и прочные стаканы, и причудливые вазы, и тоненькие весёлые рюмки, и затейливые блюдца и множество прочих изделий”. Вопросы для ценностного анализа текста. 1. Почему описанию подготовки самого стекла уделено в тексте больше внимания, чем описанию изготовления изделия из него? 2. Как вы оцениваете труд мастеров, варящих стекло? Самих мастеров? Найдите в тексте их авторское определение (“кудесник-мастер”), прокомментируйте его. 3. Что вы думаете о труде мастера-стеклодува? В чём сложность, на ваш взгляд, его труда? В ходе ценностного анализа текста ученики ещё раз обращают внимание на то, насколько интересен, виртуозен, но в то же время очень сложен труд стеклодува, какой долгой подготовки (речь идёт о варке стекла) он требует. Говоря о людях, представляющих эту славную профессию, ребята выходят на следующие определения (лексическая работа): мастер, профессионал, художник, созидатель, творец; пытаются разобраться в тонкостях сходства и различия этих понятий В ходе ценностного анализа статьи решаются и учебные задачи: Учащиеся знакомятся с описанием трудового действия, его составляющими частями (подготовка к трудовому действию, действие и его результат), обращают внимание на то, что особенно выделено автором (подготовка стекла, процесс выдувания изделия), а что опущено (труд художника) или выражено слабо (описание результатов труда); сверяют полученные знания с информацией учебника (Никитина Е. И.“Русская речь” 7 кл. с. 31) Хорошим аккордом этой части работы будет чтение сочинений-миниатюр на тему “Хрупкое волшебство”, написанных в качестве послесловия к экскурсии. В то же время оно явится замечательным образцом третьей части плана – описание результата труда. Примеры сочинений-миниатюр на тему Передо мной на подставке стоит великолепный декоративный кубок. Его автор – мастер-художник Аксёнов Р. Н. Лизюков Максим. Не передать моего восхищения композицией “Пробуждение” (мастер-художник Чуханов В. В.). Она представляет собой три ростка, разбуженных тёплыми лучами весеннего солнца. Никогда не думала, что холодное стекло так здорово может передать жизнь! Все три ростка в разных стадиях роста: один уже начинает распускать первые листья, другой – только расправляет своё “юное тельце”, спеша навстречу солнцу, а третий – представляет собой маленькую упругую петельку, стремящуюся поскорей освободиться из плена зерна. Я особенно не старалась запомнить цвет композиции (по-моему, это был золотисто-зелёный цвет), потому что это было вторично. Главным было движение, заключённое в стекле. Мне даже самой захотелось расправиться и взлететь. А ещё хотелось бесконечно благодарить художника, подарившего нам своё творчество! Колыванова Анастасия Учитель выводит учеников на творческую работу, говоря о прекрасных трудовых традициях края, о замечательных мастерах-профессионалах, среди которых наверняка есть их родные и близкие люди, предлагает ученикам рассказать о труде пап или мам, дедушек или бабушек и т.д., прославивших семью своими трудовыми достижениями. Для этого предлагает воспользоваться планом и советами автора (с. 32) После выполнения работы ученики читают и обсуждают свои сочинения. Примеры сочинений. Можно ли найти поэзию в труде бухгалтера? Я лично сомневаюсь. Не думаю, что моя тётя будет со мной спорить. Но то, что она уже 15 лет работает бухгалтером, о чём-то говорит! Надо сказать, что работа бухгалтера – работа для людей организованных, кропотливых, обладающих математическими способностями. Всеми этими качествами тётя обладает. Слесарчук Евгений Моя мама работает в школе, она – учитель начальных классов. Безусловно, профессия учителя - очень творческая профессия. В голове у мамы всё время какие-нибудь интересные идеи, планы, фантазии, как бы сделать урок полезным и интересным, увлекательным. Скворцов Валерий Общий вывод делают ученики. Итак, сегодня на уроке мы не только познакомились с тем, как описать трудовой процесс, но и познакомились с прекрасной профессией стеклодува, узнали, что самые лучшие мастера стекольного дела – дети земли Владимирской! А самое главное – мы имели возможность поговорить о профессиональном мастерстве и о творческой увлечённости наших родных, погордиться ими самими и замечательными результатами их труда. Хотелось бы и нам в своей будущей профессии достичь таких же больших успехов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21  |