|
Преподавание русского языка Заключительный урок русского языка в 11-м классе по теме; "Я в мире… Мир во мне…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.11.01 Просмотров: 1 Кудинова Людмила Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Урок должен быть творческим, познавательным, философским. Оборудование:
- “Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других” (Демократ) - Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя. - Помните: безвыходных положений нет, кроме смерти. Никогда не опускайте руки. - Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему - вам станет значительно лучше. -Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие люди относились к вам. -Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами. -Самое ценное в нашей жизни - здоровье. О нем нужно заботиться. -Помните: Жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно. - Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач - оптимизм. -Помните: Злиться на других - бесполезное дело. - Не забывайте о правиле “ Тридцатое сентября”. День именин Веры, Надежды, Любови: (вера, надежда, любовь)! Жить надо радостно. Не так ли? Времена не выбирают- 1. Вступительное слово учителя.Ребята! Заканчивается учебный год, заканчиваются ваши школьные годы. Перед вами лежат сотни дорог, которые ждут вас на жизненном пути, а предстоит выбрать одну. Перед вами распахнутся двери в самостоятельную жизнь, в мир, где у вас есть шанс оставить след. Но какой? Скажи: Над чем задумались, услышав поэтические строки Л. Мартынова? Итак, сегодня на уроке мы не будем повторять правила правописания слов, не будем писать диктант, а подведем итог всего умного, полезного, что вынесли вы с уроков русского языка. А помогут нам в этом высказывания великих людей, хорошие стихи, ваши размышления, наш жизненный опыт. Звучит вальс Грибоедова. На фоне музыки читаю стихотворение и наблюдаю выражение лиц учеников. Вам приходилось хоть раз за беседою -Ваши впечатления об услышанном. 2. Я желаю вам…Прекрасных и верных друзей… Поговорим о дружбе. -Как понимаете слово “дружба”? (Заглянем в толковый словарь. Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов). Ученица читает стихотворение. Скатившись с горной высоты, Так писал о дружбе учитель А.С. Пушкина поэт В.А. Жуковский. - Как цените вы дружбу в человеческих отношениях? Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Почему об этом чувстве мы заговорили? (Ответ учащихся). Вы согласны? Будьте жертвенны, т.е. готовы к самопожертвованию ради кого-то. (Ответ учащихся) На партах лежит стихотворение С.Островского “Лесная Быль”. Жили-были в лесу две елочки, Поговорим о героях стихотворения. 1 строфа посвящена елочкам… Как описывает их автор? Как передает свое отношение к ним? Во 2-ом стихе используются фразеологизм. В чем необычность его употребления? (Одеваться с иголочки - во все новое, нарядное, с другой - наряд елочек и есть иголки). Чем заняты елочки? Во 2-ой строфе появляется новый герой дуб. Как его описывает автор? Каких людей можем себе представить, читая это стихотворение? Над чем заставили задуматься поэтические строки? Как вы относитесь к героям стихотворения? -Можем ли о дубе сказать, что он жертвенный (готовый на самопожертвование, самоотверженный). Я желаю вам… Это строки Николая Рубцова. - Какие отвлеченные имена существительные вы написали бы рядом? (Совесть, честь, верность, храбрость, мудрость и др.) -Как понимаете это пожелание Н.Рубцова? 3. Размышляем…1.Какой путь выберете вы? “Если только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую”. (М.Горький). Прочитав слова М.Горького, подумаете, кого из своих знакомых, родственников, друзей, литературных героев вы отнесете ко второй группе? (Ответы учащихся). 2. Хорошо быть ученым, поэтом, воинам, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком. - Согласны ли вы с В.Белинским? Докажите. 3. Главным видом труда молодых людей Ломоносов считал учение, постижение наук. Он советовал”Не терять золотое молодых лет время”, а тратить его на воспитание, прилежания, трудолюбие. -А что считаете вы своим главным делом, своим главным занятием? 4.Для чего читаю строки? Нужно, чтобы по кому-нибудь (В.Розанов) Не правда ли, прекрасная формула любви? (Ответы учащихся) Мысленно представьте себя детьми детского возраста. Нарисуйте в блокноте “Солнце” любви и по его лучикам перечислите всех, кого вы любите. Назовите свои любимые вещи. 4. Итог урока.Так чем же измеряется жизнь? Р. Гамзатов. Мы опять вернулись к слову “След” Почему? Что пожелаю вам я? Считаю, что лучше С.Маршака не скажешь. Цените слух, цените зренье, 5. РефлексияЧто полезного взяли для себя с урока? Что будете ценить в жизни? Открыв блокноты, запишите заповеди, по которым вы постараетесь построить свою жизнь. В будущем хотя бы изредка заглядывайте в него, как в тайники памяти, и берите что-то полезное, что поможет вам. В добрый путь! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |