Преподавание литературы Составление программы поэтического концерта "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, И.З. Суриков"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1327 Малинина Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: обучить пятиклассников составлению алгоритма программы поэтического концерта (с подробным объяснением выбора автора и стихотворения). Оформление: презентация (4-5 слайдов) "Певец родной природы" (портрет И. Левитана, краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической музыкой П. И. Чайковского "Времена года"). Словарная работа: программа, импрессионизм, образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись, ритм. Задание к уроку:
Используемые технологии:
Ход урока Эпиграф. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. (Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года"- весенний цикл) 1. Учитель. -Любите ли вы стихи? -Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему? -Ваши любимые стихи? -Есть ли у вас любимый поэт? Прочитайте его строки. 2. Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора. -Ваше любимое время года? Попробуйте рассказать о нём одним-двумя предложениями, но так проникновенно, чтобы и другие полюбили это время года. (Рассказы ребят) 3. Тема природы - вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Древний человек ощущал себя частью природы, но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась. Человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится [1]. Сегодня на уроке мы с вами поучимся отзываться на слово, образ, ритм через знакомство с произведениями поэтов XIX века для того, чтобы решить, понравится ли оно любителям поэзии, пришедшим на поэтический концерт. - Что обозначает слово "программа"? (Мнения пятиклассников. Работа со словарём) - А что такое программа поэтического концерта? (Мнения ребят) Цель нашего урока - научиться составлять алгоритм программы поэтического концерта с подробным объяснением выбора автора и стихотворения. 4. Работа в тетрадях. Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" (запись темы урока) I. Ребята, как можно настроить на восприятие лирики тех, кто пришёл на концерт? А что вам помогает расслабиться, почувствовать себя уютно в чужом доме, например? (Музыка) Ставьте в тетради цифру №1: музыка. Я предлагаю музыку П. И. Чайковского из цикла "Времена года". Запись. А теперь пропустите одну - две строчки, поставьте № 2. Потом поймёте, для чего это нужно. II. Откройте учебник "Литература" на стр. 239. Первое имя - Фёдор Иванович Тютчев. Слышали ли вы его? (Сообщение подготовленного ученика) III. Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева "Весенние воды" [2]. Чтение учителем. Школьники перечитывают. - Какое настроение передаёт это стихотворение? (Радости) - Какое слово, какие предложения тому подтверждение? (Восклицательные предложения, а в последней строке слово "весело") - А что вызывает эту радость? (Наступление весны, пробуждение природы весной) - Как это выражено в передаче движения весенних вод, весны, ручьёв? (Весенние воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят. Весна идёт. Выслала гонцов - быстрые ручьи) - А какие звуковые повторы подтверждают это? ("ш", "ж", "г", "д", "с", "л") - Зачем Тютчев повторяет некоторые слова? (Бегут - бегут, весна идёт - весна идёт, и - и. Поэт показывает, что весну уже ничто не остановит). - Определите способ рифмовки стихотворения. Как она помогает прочитать строки Тютчева? (Перекрёстная. Как бы передаёт движение, радость) - Прочтите с радостной интонацией. - Можно это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся) (Ученики в тетрадях делают запись под № 3: Ф.И.Тютчев "Весенние воды"). IV. Презентация "Певец родной природы". - Какие мотивы стихотворения Ф.И. Тютчева нашли отражение на картинах И. Левитана "Весна - большая вода" и "Март"? (Мнения ребят) - Ребята, нужно ли оформлять концертный зал? - Как бы вы его оформили, если концерт у нас поэтический? (Мнения учащихся) Делаем запись в тетради под № 2 "Оформление" (см. пропущенная строка): 1. Название поэтического концерта. 2. Презентация "Певец родной природы". (Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл) V. Ещё одна пленительная встреча - А. А. Фет. Сообщение подготовленного ученика. Стихотворение "Весенний дождь" [3] (Учебник, стр. 240). Чтение стихотворения учителем, перечитывание его учащимися (про себя). - Почему эти строки особенно завораживают? (Потому, что они передают эмоции человека от почувствованного) - Какое настроение вызывает это стихотворение? (Сиюминутное настроение. Остановись мгновение - ты прекрасно. Какое появилось сейчас. Живопись мгновения. Поэзию можно увидеть везде и всегда. Уметь увидеть своё, выхватить. Воплощение красоты жизни) - Какими способами поэт создаёт это настроение? Назовите ключевые слова, которые создают это настроение? (Солнце, свет, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, запахи. Это эмоциональный фон стихотворения) - Какие цвета вы бы выбрали для иллюстрирования этого стихотворения? - Что в тексте стихотворения помогло вам выбрать именно эти цвета? - Какие звуки помогают поэту создать настроение? - А запахи? - Каково построение предложений? (ССП с союзом "и", БСП - чтобы предать настроение. Строки коротки, мгновенны. В этом неповторимость Фета) - Как вы будете читать Фета? (Так, чтобы ощутить прекрасную мгновенность происходящего!) Повторите фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!". Чтение. -Это была ваша первая встреча с искусством импрессионизма, пока поэтического, словесного. Повторите это слово и фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!" - Можно ли это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся) (Ученики делают запись в тетрадях под № 4: А. А. Фет. Стихотворение "Весенний дождь"). VI. Почему к уроку предложен такой эпиграф? (Ф. И. Тютчев и А. А. Фет прибавили нам поэтической зоркости, мы пополнили свой словарный запас терминологической и оценочно-эмоциональной лексикой, привыкли к ней. Убедились, что их стихи показывают читателям и слушателям не только пейзаж, но и передают настроение автора, мироощущение поэта). (Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл) VII. Вывод. - Перечислите последовательность составления программы поэтического концерта. - Почему важен и текстологический анализ стихотворения при составлении программы? VIII. Домашняя работа. - Продолжите составление программы поэтического концерта со страницы 239 по страницу 251 под № 5 и № 6: прочитайте тексты стихотворений, выберите 1-2 понравившихся стихотворения, подготовьте их для выразительного чтения на следующем уроке, найдите сведения об их авторах (запишите их фамилию и инициалы, а также название наиболее понравившегося стихотворения в программу поэтического концерта, выучите его наизусть для чтения на поэтическом концерте). Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |