Преподавание русского языка Урок-путешествие по русскому языку в 5-м классе по учебнику Т.А. Ладыженской и др. Тема: "Обстоятельство"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.10.11 Просмотров: 5 Бажукова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Цели урока:
Оборудование: Презентация (Приложение). Ход урока1 слайд I. Повторение изученного материала.1. Объявление темы и целей урока. Сегодня мы, отправившись в заочное путешествие по окрестностям города, посмотрим, какую картину нарисовала осень, и познакомимся с второстепенным членом предложения – обстоятельством. 2 слайд Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. 3-6 слайды 2. Вступительное слово учителя Красотой осени восхищались многие композиторы, поэты и художники и посвящали ей замечательные произведения. Перед вами репродукции картин Дмитрия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Ильи Остроухова. Все они называются «Золотая осень». – Как вы думаете, почему? 7 слайд Поэты посвящали этому времени года удивительные стихотворения. – Назовите поэтов, чьи строки об осени очаровывают. – Кто автор этих строк?
8 слайд 3. Синтаксический разбор предложения. Запишите предложение:
– Объясните орфограммы. – Что интересное, необычное заметили в построении предложения? (Необычный порядок слов в предложении) 9 слайд 4. Знакомство с инверсией. Это инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности. II. Новый материал5. Знакомство с обстоятельством 1) Сделайте разбор по членам предложения. – Все ли члены предложения знакомы? 2) Выпишите словосочетания.
3) Это обстоятельство. Подчеркнём – На какой вопрос отвечает обстоятельство? – Что обозначает обстоятельство? – Каким членом предложения выражено? 10 слайд – Посмотрим, на какие ещё вопросы отвечает обстоятельство и словами какой части речи может быть выражено. 4) Прочитайте.
5) Задайте вопросы к выделенным словам. Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи) 11 слайд
– Что обозначают обстоятельства? – На какие вопросы они отвечают? – Чем выражаются обстоятельства? 6. Чтение правила в учебнике. Приведите примеры обстоятельств. 12 слайд 7. Работа с текстом.
– Докажите, что это текст. – Какие картины вы представили? (разноцветный ковёр на земле, кустики и деревья, подосиновики, белые грибы) 13-16 слайды 8. Составление предложений по иллюстрациям. 1) Продолжим нашу экскурсию. Пройдя через лес, мы вышли на берег озера. 2) Составьте по картинкам предложения, чтобы они содержали обстоятельства. 17-19слайды (озеро, утки охотник) 3) Запись предложений и разбор по членам предложения.
9. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Задание: Спишите предложения. Разберите их по членам предложения. Укажите, на какой вопрос отвечает обстоятельство, к какому слову относится.
10. Взаимопроверка. III. Подведение итогов урока.20 слайд – Что новое узнали на уроке? – Что такое обстоятельство? – На какие вопросы отвечает? – Что обозначает? – Какими частями речи может быть выражено? – Что удалось на уроке? – В чём испытали затруднения? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |