Преподавание литературы Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного профиляNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.10.08 Просмотров: 4 Михайлова Ольга Геннадьевна, учитель Урок литературы “Святые Борис и Глеб – великомученики земли Русской”Оборудование:
Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и подвигом первых русских святых Бориса и Глеба Задачи:
1. Вступительное слово учителя Мы продолжаем работу с древнерусской литературой, в которой отражается духовная сила русского народа, его мощь, мысли и чувства. И сегодня мы в очередной раз в этом убедимся. Вдумайтесь в тему нашего урока, еще раз прочтите эпиграф. Итак, мы начинаем разговор о Борисе и Глебе. 2. Беседа с классом (Предварительно учащимся было дано задание ознакомиться с произведениями о Борисе и Глебе.) Примерные вопросы:
(В ходе беседы выясняется, что большинство учащихся отмечает “Сказание о Борисе и Глебе”.) 3. Работа с текстом “Сказания…”
4. Обобщение изученного материала Где в наше время можно встретиться с именами святых? (Церковь, литература, живопись) Слово учителя Это произведение было создано в XII веке. И через всю древнерусскую литературу идет тема Бориса и Глеба. В тяжелые моменты жизни люди обращаются к ним, и они всегда приходят на помощь. Святые символизировали дух русского войска в величайших битвах русской истории. (Например, Куликовская битва). Это очень четко улавливали все последующие писатели и поэты и отражали в своих произведениях. Не остались они незамеченными и русскими писателями и художниками нашего времени. (Один из учащихся читает наизусть стихотворение К. Бальмонта “Убийца Бориса и Глеба”).
5. Творческая работа Попытайтесь нарисовать сердца Бориса и Глеба, сердце Святополка. Обсуждение рисунков. (Учащиеся объясняют, почему они так изобразили сердца героев). В любом случае добро сильнее зла. 6. Домашнее задание. Написать отзыв о прочитанном произведении. Урок русского языка “Роль и употребление односоставных предложений в тексте” (6 кл.)Цель: Систематизация и обобщение знаний учащихся об односоставном предложении. Задачи:
Оборудование:
Ход урока1. Лексико-орфографическая работа а) объяснить правописание слов, указать их лексическое значение; б) определить источник, из которого взяты данные словосочетания; в) указать лексическое значение слов: заутреня, (темный) образ, колодки.
(С текстом этого произведения учащиеся работали дома и на уроке литературы.) 2. Проверка домашнего задания (Было дано домашнее задание опережающего характера: выписать из рассказа А.П. Чехова “Ванька” односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу, указать их вид, мотивируя свой выбор.) Учащиеся зачитывают свои предложения, комментируя написанное. Учитель наблюдает за их работой, анализируя и корректируя (по необходимости) прочитанное. Что мы знаем о главном герое данного рассказа? Чем занят Ванька в свободное время? (Пишет письмо деду). Обратимся к тексту этого письма. (На экран проецируется текст). 3. Комплексный анализ текста Комментированное письмо: учащиеся по очереди диктуют и объясняют по ходу написание слов и постановку знаков препинания, выделяя грамматическую основу предложений, указывая их вид. Милый дедушка, Константин Макарыч!
Примерные вопросы к тексту:
(Чувствуется, что писал письмо ребенок, т.к. предложения лаконичны, односоставны: ему, видимо, не хватает словарного запаса; вероятно, он малограмотен; стиль письма подчеркивает и возраст ребенка – взрослый человек говорит иначе.) Далее учащимся предлагается сравнить этот текст с вариантом этого же письма, но только с использованием двусоставных предложений. Милый дедушка, Константин Макарыч!
Примерные вопросы к тексту:
(Исчезли все отличительные признаки, характеризующие своеобразие героя, нет изюминки, непосредственности речи, такой текст мог написать любой человек. Текст стал безликим.) Таким образом, какую роль играют односоставные предложения в тексте? Для чего писатель использовал их в своем рассказе? 4. Творческая работа
Работа с репродукцией картины В. Маковского “Свидание”.
Составьте текст этого письма, используя материал урока, включая односоставные предложения. 5. Анализ 2-3 работ, их корректировка. 6. Домашнее задание. Определите типы односоставных предложений из вашего текста письма. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |