Преподавание литературы Опыт организации интегративных образовательных экспедиций по родному краю в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.10.07 Просмотров: 2 Колышницына Татьяна Клементьевна, учитель русского языка и литературы В рамках проекта “Диалоги о России” в 2003/2004 учебном году мы начали использовать технологию интегративных образовательных экспедиций с четвероклассниками с первых уроков литературы. “Живое знание” (В.П. Зинченко), полученное в ходе экспедиций позволяет:
В рабочей учебной программе по литературе в 5-м классе нами запланировано четыре экспедиции:
В экспедиции принимают участие как гимназисты, так и их родители. Уже состоялась первая экспедиция в г. Слободской и дом-музей Бакулева. Технологии ИОЭ предполагала следующие этапы работы учителя и ученика по подготовке экспедиции: 1. Подготовительный этап: обсуждение цели и задач экспедиции. В ходе этого этапа мы знакомились с понятием “экспедиция”, а также собирали исторический и географический материал по планируемому маршруту. Перед тем, как отправиться в Слободской, была организована обучающая экспедиция по городу Кирову, которая называлась “Звуки осеннего города”. Одним из ее творческих результатов стало сочинение-миниатюра “Звуки осеннего города”. Звуки осеннего города
Карина Чернышова Осень в городе
Анна Якимова 2. Теоретический этап включал цикл уроков по теме: “Устное народное творчество. Жанр пословицы, поговорки, загадки”, на которых произошло знакомство с понятиями: “устное народное творчество”, “фольклор”, “жанры устного народного творчества”. На уроке “Загадки в моей жизни” мы рассмотрели алгоритм создания загадки как иносказания, замысловатого вопроса, который обязательно требует ответа. Мы вышли на новое и сложное понятие “иносказание”, определили, что именно этот прием и делает загадку загадкой. Работая с термином, с алгоритмом загадки, мы перешли к разговору о языке литературного произведения, о способах обогащения литературы образными средствами языка. В конце урока мы попытались систематизировать знакомые загадки и пришли к выводу, что загадки помогают познать быт людей прошлых веков, повадки животных, узнать все о “старых” вещах, “старой жизни” (Иван Крекнин) – таким образом мы определили цель нашей будущей экспедиции: увидеть, как рождается загадка. 3. Экспедиционный этап. Объектом экспедиции стал дом-музей Бакулева в Слободском, где восстановлен быт деревенской избы XIX века. Каждый предмет быта был загадкой для наших “современных” детей. Поэтому, проходя по дому, гимназисты должны были не только слушать экскурсовода, но и запоминать названия предметов быта: рукотерник, корыто, ступа с пестиком, анучи, кудель, самопрялка, зыбка, медник, корчага, ухват, помело. После экскурсии состоялась игра “Угадай загадку”, но загадки были не простые, а связанные с тем, что дети увидели в доме-усадьбе.
В экспедиции были не только гимназисты, но и их родители, которые тоже побывали в музее. Таким образом, и дети, и родители увидели, как рождалась загадка в устном народном творчестве. Дети радовались, что они быстрее взрослых отвечали на самые сложные вопросы. 4. Исследовательский этап включал систематизацию материала, выполнение каждым учеником своего задания: были у нас свои журналисты, художники, фотографы. Закончилась экспедиция уроком-мастерской “Я сочиняю загадку”. Владение теоретическим материалом уроков по устному народному творчеству и знание загадок из дома Бакулева позволили гимназистам стать настоящими творцами “мастерской слова”, умеющими работать с такими понятиями, как эпитет, метафора, инверсия. – Все рушится под его тяжестью. (Время)
– Две черные ножки, худое тулово.
– Без колес, а ездит,
– Он серый, маленький, клубком катается, грибы собирает и нам улыбается? (Еж) Экспедиция пробудила интерес к устному народному творчеству, духовно обогатила всех участников поездки, помогла подружиться как детям, так и родителям. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |