Преподавание русского языка Использование крупноблочной наглядности и листов учета знаний для подготовки к ЕГЭNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.10.06 Просмотров: 3 Прохорова Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы В последние годы остро стоит проблема подготовки к ЕГЭ, особенно по обязательным предметам. Как за небольшой промежуток времени усвоить большее количество информации? Как добиться высокого результата? У каждого учителя «свой рецепт». Я хотела бы поделиться своим. Лицей станицы Азовская Северского района Краснодарского края работает в системе концентрированного обучения с 1994 года. И перед нами, как впрочем и перед другими учителями, встала проблема интенсификации процесса обучения, увеличения насыщенности учебного процесса. Эта задача приводит к необходимости решения проблемы сгущения учебной информации. Для этого в лицее была разработана крупномодульная наглядность по многим предметам, в том числе и по русскому языку. Опоры по русскому языку были неоднократно опубликованы.* Такой подход позволяет: 1) знания, получаемые школьниками, сделать более цельными; 2) экономить учебное время для усвоения знаний; 3) сделать работу учителя более творческой. Вашему вниманию я хотела бы представить опору по одному их самых трудных разделов русского языка «Правописание наречий» (Приложение1). Опора имеет таблично-матричную структуру, где в первом столбце изложено правило написания наречий слитно, во втором – через дефис. Для удобства восприятия столбцы «залиты» разным цветом. Цвет становится дополнительным «якорем» для извлечения учебного материала из памяти. Все слова-исключения пишутся красным цветом. При составлении этой опоры используются сдвоенные, строенные записи, рисунки в стиле «кроки» (исключения сущ.+предлог). Прекрасно запоминаются слова, записанные необычным способом: крест-накрест, шиворот-навыворот. Первый столбик (слитное написание наречий) состоит из девяти пунктов (назову их условно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), второй (дефисное) – из пяти(А, Б, В, Г, Д). Для удобства объяснения и восприятия некоторые пункты проговариваются вместе, то есть 1-А, 2 - Б, 7 – Г. Крупномодульную наглядность можно использовать как в электронном виде, так и в бумажном. Объяснение провожу по опоре, которая проецируется на доску. Это позволяет изменять размеры изображения и акцентировать внимание на отдельном фрагменте опоры. В дальнейшем используется опора на плакате, которая вывешивается в кабинете, где проходят занятия по русскому языку. Представлю приёмы работы с крупноблочной наглядностью. 1. Изложение «по спирали» – троекратное вариативное изложение учебного материала по модели «9+4+9+4+9». Первая 9-минутка – изложение основных положений укрупнённого блока информации (взгляд в целом). Вторая 9-минутка – изложение деталей учебной информации (место деталей в системе целого). Третья 9-минутка – обобщение изложенного. Четырёхминутные «паузы» используются для зарисовывания (заполнения, раскрашивания) концепта на фоне тихой музыки 2. Линейный способ объяснения материала:
Первый этап урока (изложение материала) «Правописание наречий» может выглядеть так.
Для ускорения усвоения темы можно использовать частично заполненную опору, например, без слов исключений, или так называемую «полую» таблицу (Приложение 2). «Слабым» учащимся можно по ней сдавать тему «Правописание наречий». Опыт показывает, что все учащиеся успешно осваивают данную тему. Для закрепления можно использовать лото (см. рис.1) размером 9 х 15 см.
Рис. 1. Образец карточки лото «Правописание наречий» К лото прилагаются девять маленьких карточек (1,5 х 5 см.) с комментариями к написанию слов (рис.2). Рис.2 Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами. Вторым не менее важным элементом успешной подготовки к ЕГЭ являются листы учёта знаний. Очень важно для ученика, на мой взгляд, видеть перспективу. Это выражается в том, что на первом же уроке погружения учащиеся знакомятся с листом учёта знаний (Приложение 3), в котором отмечено то, что им необходимо сделать, например, за четверть. Таким образом, каждый лицеист может «распределить свои силы» и не откладывать на потом подготовку к занятиям. Лист учёта знаний может выглядеть так: В 1 столбце находится список учащихся класса в алфавитной порядке. В столбиках под цифрами 1. 2. 3. указаны письменные задания, которые ребята выполняют на занятиях или дома. На их основании выставляются итоговые оценки по темам. Общий словарный диктант состоит из 25-30 слов из орфографического минимума. Личный словарный диктант включает в себя слова, в которых учащиеся допустили ошибки в контрольном диктанте, в рабочих тетрадях по русскому языку, в тетрадях по устным предметам (которые всё равно проверять надо), в тетрадях по литературе (лучше с собственными, а не продиктованными текстами). В 10-11 классах лучше использовать индивидуальные листы учёта знаний (см. Приложение 4), в которых отмечены все задания, необходимые для выполнения за полугодие. Например, чтобы получить итоговую оценку «5» надо
Естественно, всё это необходимо выполнить на четвёрку или пятёрку. Можно пересдавать, но только после того, как будут выполнены все задания. Опыт показывает, что 10% учащихся (это, как правило, будущие медалисты) сразу берутся за работу и к началу декабря уже получают итоговую оценку. Последние уроки отводятся на ликвидацию пробелов. Чаще всего это выполнение тестов с использованием интерактивной доски, так как это не отвлекает учителя (он имеет возможность заниматься с остальными учащимися), либо выполнение типовых тестовых заданий на бумаге. Листы учёта знаний, во-первых, помогают учащимся распределить время, во-вторых, учителю избежать трудностей при выставлении оценок. Опыт 11-летней работы показал, что листы учёта знаний «снимают» все вопросы по итоговым оценкам и у детей, и у родителей. Таким образом, для достижения высокого результата на ЕГЭ, на мой взгляд, необходимы, во-первых, крупномодульная наглядность, во-вторых, листы учёта знаний. * Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе / Под. ред. А.А. Остапенко. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. – С. 27. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |