Преподавание русского языка "Праздник Слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 739 Адилбаева Азиза Каражановна, завуч, учитель русского языка и литературы Эпиграф урока:
Цель урока:
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки, школьная сумка, матрешки. Урок начинается с фронтального опроса в виде минутки поэзии: 1-й ученик: (Корень.)
2-й ученик: (Основа.)
3-й ученик: (Приставка.)
4-й ученик; (Суффикс.)
5-й ученик: (Окончание.)
Вступительное слово учителя. Ребята! С начальных классов Вы учите наизусть стихи великих поэтов, например, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Вы также знаете, что главным орудием любого поэта и писателя является Слово. И сегодня мы узнаем о прелестях слова, обобщим свои знания по теме “Состав слова”, вернее, побываем на празднике слова. Поэтому наш урок называется “Праздник Слова”. (Запись на интерактивной доске и в тетрадях.) К нам на урок пришел дедушка Словарь. Он расскажет нам сказку. (Презентация сказки проводится с помощью интерактивной доски.) Жил-был корень. Звали его Воз. Стало ему скучно, и решил он путешествовать по свету. Идет и видит кого-то. – Ты кто? И получилось Перевоз. Идут они, видят, что к ним навстречу направляется кто-то. – Ты кто? – спрашивают они. Получилось слово Перевозчик. Стало им весело, решили спеть песенку про дружбу. (Звучит песня “Вместе весело шагать по просторам”.) Вдруг к ним идет навстречу кто-то. – Ты кто? И получилось слово Перевозчики. – Я забыл Вам сказать, что сегодня день рождения тетушки Основы. Давайте поздравим ее,– сказал корень. Но окончание вспомнило, что забыло выключить утюг, и побежало обратно домой. С тех пор тетушка Основа обиделась на окончание и не пускает его домой.
Учитель: Спасибо большое, дедушка Словарь! А теперь будьте гостем нашего урока! Ребята! Объясните суть этой сказки! (Рефлексия.) Учитель: А теперь давайте поиграем! 1-я игра с куклой-марионеткой. (На переднике куклы имеется надпись Вод. Кукла подбирает листочки, на листочках написаны части слова. Собирая листочки, учащиеся составляют слова и делают разбор по составу.) Вод+ичк+а, вод+иц+а, без+вод+н+ый, вод+ян+ой, под+вод+н+ый Маленький секрет: (на руках куклы-марионетки пришиты магниты, на обратной стороне листочков приклеены железные пластинки. Вся эта операция позволяет кукле без труда собирать листочки). 2-я игра с матрешкой. На примере матрешки показать, как “раздевается” слово, т.е. обратить внимание на корень. Например: учительница. Слово учительница произошло от слова учитель, учитель – от слово учить, учить – от слова учи. Эта неделимая частица будет корнем. (Запись на доске и в тетрадях.) Учитель: К нам на урок пришел Незнайка. В его школьной сумке находятся задания, с которыми он не смог справиться. Давайте ему поможем! 1. Собери слово. (Из отдельных частей слова надо собрать слова и сделать разбор) – запись на доске и в тетрадях. 2. Отгадай загадку.
Учитель: Надеюсь, мы помогли тебе , Незнайка! В следующий раз постарайся делать сам свои задания! А теперь будь гостем нашего урока! Ты увидишь, как отвечают наши ученики! 3-я игра с приставками (с применением видеоролика). У казахов ак аже – это символ добра, материнства. И сегодня мы, используя приставки, опишем действия Ак аже (на компьютере имеется небольшой ролик, где показаны движения Ак аже). Вы+шла, по+шла, со+шла, ото+шла, у+шла, за+шла, подо+шла и т.д. Кроссворд. (На каждом компьютере имеется презентация этого кроссворда, ученики работают самостоятельно. Затем проводится проверка ответов каждого ученика, используя при этом головной компьютер.) По горизонтали:
По вертикали:
Заключительное слово учителя. Сегодня мы с вами провели очень интересный урок – обобщение по разделу “Состав слова” Вы узнали, что герои сказки дедушки Словаря стали друзьями. Люди, как герои этой сказки, должны быть дружными. И вы, ребята, в классе должны быть дружными, всегда помогать друг –другу в трудную минуту. А теперь дедушка Словарь скажет нам свое пожелание:
(В конце урока идет оценивание учащихся.) Рефлексия. (Что нового вы узнали? Какие ощущения вы получили?) Домашнее задание: написать эссе на тему “Дружба”, сделать словообразователный разбор 5 слов, использованных в эссе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |