Преподавание русского языка Определение как второстепенный член предложения. Роль определений в русском языке. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.09.28 Просмотров: 4 Шаучулене Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы Это первый урок в разделе «Главные и второстепенные члены» за курс 5-го класса. С предыдущими уроками связан синтаксическим разбором предложения (выделением главных членов, разбором словосочетаний), повторением изученных орфограмм (повторили: спряжение, безударные гласные в корне слова, окончания прилагательных, гласные после шипящих, звонкие и глухие согласные, о-ё после шипящих, тся и ться в глаголах). На уроке ставится триединая цель (обучающая, развивающая, воспитательная), с целью развития интереса к предмету, глубокого осмысления знаний, умения делать выводы и формулировать цели. Урок связан с такими учебными предметами, как: литература, русский язык, культура, музыка. Он «работает» на изучение изобразительно-выразительных средств на уроках литературы, на развитие навыков грамотного орфографического письма, на развитие речи, на воспитание любви к природе и малой родине, на формирование образа природы, как живого существа. При подготовке учитываются программные требования (узнаём понятие определения, способы его выражения, роль в языке, употребление в речи, нахождение в тексте.), которые были обозначены на доске для визуального восприятия. Учитывая возраст, психологические особенности пятиклассников, выбрана форма урока – традиционный с использованием элементов исследования и модульной технологии. Данная форма урока выбрана с целью приобретения новых знаний и активизации познавательной деятельности. Содержание предлагаемого на уроке материала отвечает научным данным. Использованы приёмы: чтение наизусть (опережающее задание), использование динамической наглядности (видеофильм, музыка, слайды) и дидактической наглядности (модульно-инструктивные карты). Тип урока – сообщение новых знаний, с использованием элементов исследования и модульной технологии, выбран, в связи с законченностью изучения темы : «Главные члены предложения». Методы: репродуктивный и исследовательский, а с точки зрения источника информации словесный и наглядный, которые способствовали развитию устной речи детей. Наглядно иллюстрированный материал способствует привитию интереса к своей родине. Дидактическая наглядность способствует развитию знаний, умений и навыков учащихся. Особенности содержания урока – привлечь внимание, развивать чувство коллективизма, умение слышать и слушать других, ставить задачи и делать выводы Для проведения урока созданы: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, здоровьесберегающие условия. Цели и задачи:
Метод: традиционный, с использованием элементов исследования и модульной технологии. Оборудование: компьютер (видеофильм, слайды), магнитофон (музыкальное сопровождение), модульно- инструктивные карты, записи на доске, учебник, стихи о природе Алтая. Форма урока – сообщение новых знаний. ХОД УРОКА 1. Мотивация Играет медленная музыка, идут фрагменты фильма об Алтае. Чтение стихотворения. Край родной.
Учитель. Ребята, о чём этот стих? (О родине, об Алтае и его красоте)
Катунь какая? Широкая лавина, быстрая, шумная. Учитель. Молодцы, ребята, а какой части речи эти слова? (Прилагательные.) Учитель. Откройте тетради и запишите тему урока. – Попробуйте поставить цели урока, что же мы должны узнать? Дети пробуют ставить цели. (С обратной стороны доски цели – учитель ещё раз называет). 2. Введение в тему – Мы с вами сказали много красивых слов – прилагательных, которые говорят о красоте нашей природы и не случайно. Давайте обратимся к эпиграфу:
– Сделайте выводы, о чём вы узнали из эпиграфа?
3. Повторение – У нас в теме обозначено, что это второстепенный член, мы с вами ответим на этот вопрос, повторив главные члены. Вывод: вернёмся к эпиграфу и ответим на вопрос, что же такое определение? (Дети сами выводят правило). 4. Работа с учебником. Читаем правило. 1 слайд. Катунь. Посмотрите, ребята – это Катунь. Давайте составим предложение и запишем его (оно д.б. распространено тремя определениями.) Например: Катунь бежит холодная, быстрая, величавая. Задания (на модульно-инструктивной карте):
5. Справка (на модульно-инструктивной карте). Без имени прилагательного наша речь не могла быть точной, меткой и выразительной. В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. 2 слайд. Горы. – Посмотрите на горы. Что мы можем сказать о них, какие они? Словарь! Эпитет – в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. 6. Справка Результатом многолетнего изучения труда учёных явился «Словарь эпитетов русского литературного языка» (авторы К.С.Горбачевич и Е.П.Кабло). В нём отражены эпитеты из произведений шестисот писателей и поэтов. 3 слайд. Лес, озёра 7. Задание: (работа в парах) 1. Попрбуйте самостоятельно подобрать и записать эпитеты к словам лес и озеро, а помогут вам в этом фотографии Горного Алтая. 8. Психологическая зарядка – Ребята, давайте отдохнём. Как вы думаете, настроение может быть каким цветом? (Красным, розовым, синим, чёрным) А у вас сейчас настроение какого цвета? (Спрашиваю у каждого). 4 слайд. Зима. Работа по картам с текстом. 9. Текст.
10. Словарная работа:
11. Задания:
5. Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. Словарь!
12. Вывод – Что же ребята мы сегодня узнали на уроке? Давайте обратимся к целям нашего урока. (На обратной стороне доски) Учитель. Ребята, мы сегодня с вами посмотрели много фотографий, на которых изображена наша родина – Горный Алтай. Ребята, скажите, что же мы должны делать, чтобы наши пейзажи остались такими же красивыми и вдохновляли писателей и поэтов? (Беречь, охранять, не засорять лес, кормить птиц.) – Молодцы, ребята, мы должны любить свою землю, беречь её и защищать. 5 слайд. Все подряд (или фрагмент из фильма, на фоне композиции). Учащийся читает стихотворение Эркемена Палкина «Алтай» в сокращении.
Учитель. Спасибо, ребята, за урок, за вашу работу, спасибо вашей учительнице, что вы у неё такие умные. Оценки за урок. 13. Домашнее задание На модульной карте нарисовать иллюстрацию по теме «Природа Алтая» и подписать её, составив три предложения с определениями В подарок – слайды. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |