Преподавание литературы Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка, литературы, курса "Речь и культура общения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.09.25 Просмотров: 2 Крылова Елена Борисовна, директор, учитель русского языка Помочь учителю в решении этих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Цель, которую я перед собой поставила: добиться сознательного усвоения знаний учащихся, используя в образовательном процессе элементы информационно-коммуникационных технологий. Сначала это было использование уже готовых презентаций на электронных носителях мультимедийного обеспечения. Сегодня у меня имеется большое количество таких носителей, которые охватывают практически все разделы русского языка, литературы (виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Издательство “УЧИТЕЛЬ”, центра Микон, Просвещение-МЕДИА, электронная библиотека “Просвещение”). Очень удобно при изучении нового материала: ярко, готовые схемы, таблицы, видео фрагменты, аудио комментарии. И сразу результат: повышение мотивации, активное восприятие и лучшее запоминание учебного материала учащимися. Однако, быстро выявились и противоречия:
Поэтому начала составлять и использовать свои презентации. Помогают в работе материалы всероссийского Фестиваля педагогических идей, в котором я тоже принимаю участие. С появлением интерактивных средств возможности увеличились. Интерактивные методы обучения обладают способностью “откликаться” на действия участников образовательного процесса, “вступать” с ними в диалог. Возможности интерактивного оборудования: Ученик начинает работать активно: Первое время для учащихся – это игра, затем – инструмент для работы, т.к. дети быстро привыкают к “доске”. Большой экран позволяет работать всем вместе, группами, индивидуально. Урок становится динамичнее. У учеников многое получается: Учащиеся могут делать записи маркером или пальцем, рисовать поверх изображения или текста, передвигать объекты, выделять главные мысли, конструировать, фиксировать свои наблюдения. Развиваются творческие способности учащихся, и растет уверенность в себе. Различные стили обучения: Использование различных ресурсов. Визуальный и слуховой контакт. Использование моторики: можно двигать, рисовать, писать и т.п. Работа на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление знаний, контроль и коррекция. В программе Drag&drop (тащить и отпустить): соединение, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание. Внимание всего класса: Хорошая наглядность: большие рисунки и схемы, хорошо читаемый текст. Мобильность учителя: не надо бегать от компьютера к доске или быть обособленным от учащихся; он всегда обращен лицом к классу и всегда на виду. Использование “затемнение экрана” позволяет раскрывать информацию так, как захочется или как надо. Экономит время: Одну презентацию можно использовать в разных параллелях при изучении одной темы. Одна презентация на блок уроков. Возможность внесения корректив “на месте”. Большая коллекция готовых рисунков, схем, формул, видео и т.д. Показ слайдов в любом порядке. Работа на слайде и возможность сохранения изменений (можно вернуться к любому слайду и проанализировать правильность рассуждений или предположений). Основные возможности программ для работы |
Возможности | Пример применения |
Работа с разными цветами | Классификация, обобщение, сравнение, выделение “нужного”, рефлексия… |
Возможность делать записи на экране | Дописать части слов, членов предложения и др. исправление ошибки, найти соответствие… |
Управление аудио и видео вложениями | Видеофрагменты по литературе, аудиофрагменты |
Управление интерактивными программами | Схемы, цепочки превращений; дополнение и изменение информации… |
Drag & drop (тащить и отпустить) | Конструирование предложений , текста,моделирование, классификация, группировка… |
Выделение отдельных частей экрана | За шторкой: алгоритм или понятия, скрытые ответы или этапы; контроль знаний… |
Просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам | Итоговый тест по этапам урока или по теме; анализ ошибок; рефлексия… |
Коллекция шаблонов и рисунков | Готовые рисунки, схемы, заливка экрана, динамические пособия… |
Используя данную методику провожу:
Приложение (находится у автора)