|
Преподавание русского языка Готовимся к ЕГЭ. Коммуникативный аспект культуры речи. Урок русского языка в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.09.24 Просмотров: 14 Антосюк Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - подготовить учащихся к выполнению части С в ЕГЭ, - обратить внимание на речевое оформление сочинения, - раскрыть критерии речевого оформления сочинения и показать путь к успеху, - отработать методику работы с текстом. Методическое обеспечение: - компьютер, диски с презентациями, - раздаточный материал, - анкеты, анализ результатов ЕГЭ в 2007г. Вступление Ребята, сегодня мы с вами проводим урок русского языка, и это будет урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ. Мы с вами родились и живем в России. С детства мы слышим русскую речь, говорим на русском языке, учим русский язык в школе. Но отчего же нам бывает досадно, когда так хорошо знал материал – а не сумел рассказать, когда столько было хороших мыслей в голове, а не смог написать… Знакомо вам такое? Какие у вас есть опасения по выполнению этой части? Анализ анкет показал, что вы испытываете трудности в этом вопросе. Вам хочется - правильно выразить главную мысль, - красиво написать сочинение, - логично построить сочинение, - не сделать ошибок. Результаты ЕГЭ 2007г. показывают, что положительно выполняют часть С – только 38% выпускников. Выпускники делают самые разные речевые ошибки в сочинениях: “Берегите природу как синицу ока” “Люди, бросайте свою искусственную пищу, Интернет и идите на природу” “Я хочу спросить всех экспериментаторов, чем они заштопают свои озоновые прорехи” “Распашка земель под свои нужды приводит к омертвению почв. Мы все вылетим в озоновую дыру” “Напишу свое сочинение про загрязнение окружающей среды, потому что про другие проблемы я мало чего знаю” “Экологическая проблема волнует как людей, так и животных” “Наш кислород и атмосфера очень загажены” Понятно, ребята, что так писать нельзя. А вот совсем по-другому звучит такое сочинение одного из выпускников: “ …Что за бедствие, что за напасть на нашу землю? Этим вопросом может задаться каждый, ведь антиприродные ландшафты можно наблюдать повсюду. К сожалению, не является исключением и наш район. Достаточно вспомнить некогда полноводную реку Малая Юшатырь, протекавшую по территории нашего района. Сейчас из-за вмешательства человека на месте русла реки лишь кое-где пробиваются тихие ручейки, а в большинстве мест она заросла бурьяном и превратилась в болото… Мы не увидим вообще никаких позитивных достижений до тех пор, пока каждый из нас не осознает, что он хозяин огромного богатства. И это богатство требует бережного отношения, а потому мы не должны “рубить сук, на котором сидим”. Мы должны бережно, с умом использовать бесценные дары природы – реки, леса, воздух, землю. Только тогда наступит день, когда мы, сидя на цветущем берегу, будем дышать свежим воздухом и будем созерцать чистую и полноводную Волгу, Каму, Юшатырь…”
(Включаю презентацию. Приложение 1). Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах. Слайд 1. Критерии речевого оформления
Если эти критерии будут выполнены, то вы не потеряете 5 баллов. Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи. Слайд 2.
Нормативный аспект – это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент – это речевой этикет, которому мы учимся с детства. А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи. Коммуникативные качества речи ( слайд 3) помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения. Каковы же эти качества? Слайд 4 Точность речи Разыгрываем речевую ситуацию 1. “ Коля пришел сдавать экзамен по литературе. Учитель: - Коля, отвечай. - Я это знаю, только сказать не могу.” Ребята, может ли такое быть? (Ученики отвечают) Да, может быть, если ученик не изучил вопроса, не знает предмета.
Ситуация 2 Послушайте текст. Какая главная ошибка в речи пародийного Феди-пропагандиста, созданного Аркадием Райкиным: “Новому начальнику 24 года, он 42-го года рождения, старому тоже 24, но он 36-го года рождения. В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и в таком виде ходит на работу. Людей нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались…” Ошибка – отсутствие логики.
Ситуация 3 “ Разговор двух подруг: - Займи мне 200 рублей. - Я не знаю, у кого. - Тебя мне прошу занять. - Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?” Почему девушки не понимают друг друга? Неправильно употреблено слово. Нужно “Дай мне в долг”, “Дай взаймы”, “Одолжи”
Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.
Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на 2 группы: - лексику неограниченной сферы употребления, - лексику ограниченной сферы употребления, которую не могут и не должны понимать абсолютно все. Но к заимствованиям - особое отношение. Этот вопрос исследовал ученик, послушаем его. ( Ученическая презентация “Нужно ли употреблять иностранные слова?” Приложение 2 ) Слайд 6 Чистота речи
Показываю лист бумаги, на нем крестики и нолики. - Как вы думаете, что это такое? Нет, не игра в крестики-нолики. “Х” – столько раз было сказано учеником за урок слово “короче” “О” – столько раз повторялось слово “значит” В своей речи не нужно употреблять лишних слов, слов-паразитов, слов-сорняков Слайд 7 Богатство и разнообразие речи Богатство и разнообразие речи определяется богатством словаря. А каким может быть словарный запас одного человека? Об этом расскажет ученик. ( Сообщение ученика. Приложение 3 ) Таким образом, словарный запас обыкновенного человека составляет от 7 до 13 тыс. слов. Помните, каков словарный запас Эллочки- “людоедки” в “Двенадцати стульях” Ильфа и Петрова? ( 30 слов: мрак, жуть, хамите, не учите меня жить и т.д.) Ребята, вы должны помнить, что убогая, бедная речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. А наш язык богат
Я хочу дать вам совет: попробуйте составлять “Словарь обогащения языка”. Выписывайте незнакомые слова, определяйте их значение и запоминайте. Через некоторое время вы почувствуете, что вам стало легче составлять тексты, отвечать на уроках. Слайд 8 Выразительность речи. Чтобы добиться выразительности речи, нужны условия:
Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов. Слайд 9 Художественные средства Стилистические фигуры Фразеологические выражения, пословицы, поговорки, крылатые слова
Итог: Ребята, что мы с вами только что сделали? Мы составили содержание сочинения по тексту В.Костомарова, который был в этом году на экзамене. Это не так сложно, нужно только “погрузиться” в текст. Что нам осталось сделать? Учитывая материал сегодняшнего урока, облечь это содержание в речевую письменную форму. Этот год – Год русского языка. В свете прочитанного текста В.Костомарова, какая перед нами стоит задача? – изменить наше отношение ко всему, что не на пользу обществу, языку, нам с вами. Пусть руководством к действию станет этот буклет ( Приложение 5. Буклет ), приготовленный для тех, кто хочет сдать экзамен на “5” (раздаю буклеты) Домашнее задание: написать мини-сочинение “Русский язык – язык моего народа” Использованная литература: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 9-е изд. Ростов нД: издательство “Феникс”, 2004. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |