Преподавание русского языка Речеведческие дисциплины как лингвистическая основа обучения связной речи учащихся якутской школыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 753 Федоров Егор Васильевич, Учитель Введение Основная задача преподавания русского языка состоит в том, чтобы помочь овладеть русским языком как средством коммуникации. Проблема совершенствования преподавания русского языка в национальной школе, его практическая направленность не может быть решена без развития связной речи, без работы над текстом. В связи с этим в последние годы особую значимость приобрела лингвистика текста. Она нашла отражение в действующих программах и учебниках якутской школы. Изучение синтаксиса текста открывает широкие возможности для совершенствования связной речи учащихся, развивает у них способности и навыки целостного анализа художественных произведений. Для каждого школьника хорошо развитая речь — не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. В методических исследованиях накоплен достаточный материал как теоретического, так и практического характера. Но, к сожалению, эта проблема еще не нашла должного освещения в условиях якутской школы сельской местности. Цель исследования: на основе изученной лингвистической, методической литературы и с учётом типичных текстовых ошибок учащихся разработать систему работы над текстом в спецкурсе “Язык и речь” для 5–11-х классов якутской школы. В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: методика развития связной речи учащихся якутской школы может стать эффективной, если она учитывает поэтапное изучение текста, его типов и назначения. Новизна работы состоит в том, что на основе изучения лингвистической и методической литературы и анализа программы учебника, я разработал программу спецкурса “Язык и речь”, которая включает поэтапное изолированное изучение разделов русского языка и речевой деятельности. Основная часть В настоящее время проблемы развития связной речи находятся в центре внимания методической науки. Одним из актуальных вопросов в работе над развитием связной речи является создание системы обучения. Так, под системой понималась последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности учащихся при их выполнении. Н.С.Рождественский и В.А.Кустарева в основу системы обучения связной речи положили композиционное усложнение текстов. В разработанной Н.А.Плёнкиным системе основой выступают типы речи: повествование, описание, рассуждение. Е.И. Никитиной в качестве основы системы выделена совокупность речеведческих понятий, овладение которыми предусматривается в системе упражнений, охватывающих все виды речевой деятельности: восприятие, воспроизведение и порождение речи. Свое развитие проблема создания системы обучения связной речи получила в работе В.Н. Капинос и др. Пути повышения эффективности работы авторы книги видят в усилении лингвистической основы обучения, в частности работы над стилями речи, различными типами речи и их строением, доказывают необходимость включения в программу средней школы понятия о строении абзаца и сведений об актуальном членении предложений как основы для работы над связностью текста. Значительный вклад в развитии данной методики внесли работы преподавателей кафедры русского языка и литературы в национальной школе филологического факультета Якутского госуниверситета Т.П. Самсоновой, К.С.Евсеевой, И.М.Емельяновой, Е.П.Никифоровой, Е.Н.Дмитриевой. Они являются авторами ряда изданий и действующих учебников, где представлены разнообразные виды заданий и упражнений, направленных на развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений учащихся. Отсюда следует, что практика преподавания русского языка последних лет показала эффективность использования на уроках связных текстов. При этом текст используется преимущественно как средство обучения при изучении фонетики, лексики, словообразования и грамматик. В настоящее время в сельской школе происходят значительные изменения, направленные на обновление содержания образования и его соответствие способностям и потребностям учащихся. Над моделью сельской школы работает Соловьевская средняя школа Чурапчинского улуса, где решается проблема дифференциации учебно-воспитательного процесса. Сущность данной проблемы заключается в создании условий для включения каждого ученика в учебную деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Компонент дифференцированного подхода образования обеспечивается программами на материале расширения базовой программы, которые составлены учителями школы. В связи с этим предлагается программа спецкурса по русскому языку “Язык и речь” для учащихся 5-11 классов. Особенностью данного курса является его нацеленность на последовательное совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, уметь доказать, убеждать слушающего (читающего). Другая особенность программы состоит в том, что для полного воплощения идеи систематизации знаний и умений по языку предлагается изолированное изучение разделов русского языка. Поэтому программа для каждого класса строится по двум направлениям, образующим систему работы по развитию речи учащихся и по закреплению и расширению их лингвистических знаний. Содержание программы рассчитано на каждый класс по 34 ч. и распределено в таком виде.
Заключение 1. Проблема совершенствования русского языка в национальной школе, его практическая направленность не может быть решена без развития связной речи, без работы над текстом. 2. Формирование умений и навыков самостоятельного высказывания осуществляется на последовательное совершенствование основных видов речевой деятельности по классам по принципу от простого к сложному. 3. Практическую значимость приведенной методики я вижу в том, что она может быть применена на занятиях спецкурса по русскому языку якутской школы. Результатом реализации программы спецкурса являются ежегодные успешные выступления учащихся в улусных олимпиадах. Свидетельством высокой подготовки является 30% поступление в вузы республики выпускников школы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |