|
Преподавание литературы Групповая работа на уроке литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.09.21 Просмотров: 9 Сидорова Людмила Александровна, учитель Опережающее домашнее задание: 1. Прочитать рассказ. 2. Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и ее лечение. Деревенская изба. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят. 3. Индивидуальное сообщение об авторе (карточка) I. Вступительное слово. 1. Чтение эпиграфа
- Эти слова правды принадлежат замечательному писателю ХХ века- Виктору Петровичу Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых, начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе.( “Васюткино озеро”). 2. Сообщение ученика об авторе (демонстрация слайдов с фотографиями писателя, его родных мест, книг) - “Фотография, на которой меня нет” - глава из повести “Последний поклон”. Эта глава рисует жизнь и события далеких 30-х годов ХХ века. 3. Предварительная беседа, определение задач и направлений работы с текстом. - Прочитайте последние 3 абзаца рассказа (со слов “Смотрю, иногда улыбаюсь, вспоминая…” до конца) и соотнесите с названием. Чтение вслух текста. -Какие вопросы возникают? (запись всех вопросов, которые назовут ученики, на доске. Например: - Почему автору так дороги деревенские фотографии? - Чем дороги деревенские фотографии? - Почему автор называет деревенскую фотографию “настенной историей”, “своеобычной летописью”? - Какую память хранит деревенская фотография? Работа с текстом рассказа в группах и коллективно поможет нам ответить на вопросы и разобраться в прочитанном. II. Групповая работа с текстом по плану и карточкам-заданиям. Память о прошлом в рассказе.
Задания группам I 1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Приезд фотографа в село”. 2. Подготовьте краткий пересказ-анализ эпизода по вопросам: - Как отнеслись к известию о приезде фотографа жители? - Как принимали фотографа? - Как школьники готовились к предстоящему событию- фотографированию? II 1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает, как он простудился, а бабушка его лечила. 2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам: - Почему и как герой простудился? - Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила? - Что и как говорила бабушка (какой была ее речь)? III 1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает избу, в которой он жил, и соседние избы. 2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам: - Какими были окна в доме бабушки? - Какие цветы росли у бабушки в доме, как она за ними ухаживала? - Какими запомнились герою окна соседних домов? IV 1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает первых деревенских учителей. 2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам: - Какими вспоминаются первые учителя: как выглядели, кем были на селе? - Как относились деревенские жители к учителям? - Как бабушка принимала учителя у себя дома? - С какими чувствами вспоминает писатель школьных учителей? V 1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Старая деревенская школа” 2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам: - Какой была школа? Как в ней учились? - Как появились учебники у ребят? - С каким чувством вспоминает автор старую школу? VI 1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых вспоминается жизнь деревенских ребятишек: их занятия, умения, случаи из школьной жизни. 2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам: - Как были одеты деревенские ребятишки? - Что знали и умели “по-своему, по-деревенски” сельские ребята? - Как в случае со змеей раскрываются ребята и учитель? III. Представление ответов группами. Коллективные выводы. Краткие примеры ответов ребят. I Известие о приезде фотографа “взбудоражило” школу: занятия в школе были прерваны, учителя стали думать, где разместить фотографа. Неподходяще было оставить его у себя, решили в заезжий дом определить, но тетка Авдотья отговорила, так как там ямщиков полный дом, пить будут и некультурно себя вести. Пристроили на ночь фотографа у уважаемого всеми человека Ильи Ивановича Чехова: “там его и разговором умным займут, и угостят, и книжку почитать дадут”. В селе все переживали и хотели угодить фотографу. Ученики весь вечер гужом ходили гадали и распределяли, кто где сядет, во что оденется. Было решено, что прилежные ученики сядут впереди, средние- в середине, Плохие – назад. - Т.о., приезд фотографа в село описан Астафьевым как очень значительное, “неслыханно важное” событие для деревни в 30-е годы. II Герой рассказа с другом Санькой тоже хотели занять достойное место на снимке, но решение вопроса о месте вышло не в их пользу. Несмотря даже на драку, которой они хотели доказать, что “люди не пропащие”, ребята их прогнали. Тогда мальчики, ругаясь, с остервенением пошли кататься на увал с крутого обрыва на санках и начерпали полные валенки снегу. Ночью нестерпимо заболели ноги. Бабушка называла эту болезнь “рематизм”. Она сначала по-своему, по-деревенски, ворчала, даже передразнивала ответы внука (примеры). Но делала это как-то заботливо и ласково (примеры). Стала натирать ноги спиртом, бормотала молитву, заплакала и заставила деда топить баню. Утром унесла в баню, растирала ноги березовым веником, грела над паром от каленых камней, дома дала ложку настойки водки на борце, брусники и молока, кипяченного с маковыми головками. А потом им с Санькой даже обещала свозить их к “самолучшему” фотографу в городе. - Т.о., бабушка героя, с ее речью, богатой народными выражениями и словами, умениями, заботой и неиссякаемой любовью является олицетворением Семейного Лада. III Находясь больше недели дома, герой целыми днями глядел в окно на улицу. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая живет хозяйка, каков у нее характер и обиход в доме. У бабушки рамы вставлялись на зиму с толком и неброской красотой: в горнице клала между рам вату и на нее розетки рябины с листиками; в “середней” и в кути – мох вперемежку с брусничником, на мох- несколько березовых углей и ворохом рябину без листьев. Мох- от сырости, уголь- окнам замерзнуть не дает, а рябина – от угару. У дяди Левонтия промеж рам ничего не лежит, даже стекла не все целы. Тут изучать нечего. У тетки Авдотьи всего навалено: и ваты, и моху, и калины, главное украшение – цветы. Сама тетка Авдотья такая- всего в ней навалом: и легкомыслие ,и доброта, и сварливость. У бабушки цветы тоже с толком. Листья мятного цветка она в чай заваривает, еще алой есть и два фикуса, которые она “стережет пуще глаза”. Бабушка ухаживает за цветами, зимой почти все горшки с геранями, сережками, розочкой, луковицами находятся в подполье, но как наступает весна, она их достает и ставит на теплое место, а потом наблюдает, как появляются цветы, “живунчики”, по-бабушкиному. - Т.о., деревенская изба с ее бытом является олицетворением Дома. IV Лицо учителя было бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, прическа- волосы назад, добрые глаза. Лет 25, но герою казался очень солидным человеком. Ничего особенного: чуть виноватая улыбка, вежливый, застенчивый, всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников. Учителя были заводилами в сельском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы, на свадьбах бывали почетными гостями. Жили они в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев. У жителей к учителям было всеобщее молчаливое уважение. Незаметно деревенские бабы приносили и оставляли молоко, сметану, творог, бруснику; помогали глядеть за ребенком, один раз даже незаметно отдали подшивать валенки сапожнику, а он денег не взял; воз дров привезли. Когда появился учитель в доме, бабушка сразу всполошилась, одежду убрала в горницу, пригласила проходить, поставила самовар. А потом вместе пили чай с вареньем, сушками, пряниками, молоком. Это было большой честью и радостью. После ухода учителя бабушка в тот день даже не ругалась и хвасталась всем, что заходил учитель. Только после прошествия многих лет писатель узнал имена учителей, но сохранил в памяти образ человека, связанный со словом “учитель”. - Т.о, деревенский учитель становится олицетворением Учителя, человека, растворив- шегося в памяти людей. V Школа размещалась в старом деревенском доме с угарными печами. Не было парт, скамеек, учебников, тетрадей, карандашей. Один букварь и красный карандаш. Писали поочередно, счету учились на спичках и палочках. Потом собрали всем селом ненужные вещи, сдали в “Утильсырье”,и появились карандаши, тетради, краски. Учитель привез учебники: один на пятерых, один на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики. - Т.о., школа тех лет хранит память о трудной деревенской жизни. VI Деревенские ребята были одеты бедно, “шибко бедновато” ( в шубейках, телогрейках они на фотографии), кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл.. По-деревенски они знали лес, умели копать и есть корни саранок, жевать лиственничную серу, различать по голосам птичек, зверьков, как спастись от пожара и выйти из леса, если заблудишься. Во время похода на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора ребята увидели змею. Учитель начал отчаянно бить ее через плечо, пока та не перестала шевелиться. Ребята знали, что нельзя так бить змей: они могут вокруг палки обвиться, это они объясняли учителю и были удивлены, что он, не видя раньше никогда змей, так бесстрашно бросился оборонять их. IV. Подведение итогов урока (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого-то отрезка времени в истории жизни человека и народа. V Домашнее задание. Презентация проекта (3 - 5мин) Проект “Как много желтых снимков на Руси…” Аннотация После работы в группах по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет” проходит подведение итогов. (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение: -Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого- то отрезка времени в истории жизни человека и народа. Домашнее задание. Презентация проекта для учащихся (3 - 5мин) Краткое описание проекта Цель: Способствовать присоединению учащихся к социокультурным ценностям категории “память о людях” Задачи:
Проект охватит несколько учебных тем по разным предметам: Литература - Память о людях в произведениях писателей ХХ века. Связь поколений в русской литературе. Развитие речи - Сочинение на основе личных впечатлений. Сочинение-рассуждение. Речь и культура общения - Подготовка выступления. Публичное выступление. Основополагающий вопрос: о чем рассказали старые фотографии? Темы проекта 1. Древо семьи/школы в фотографиях. 2. История семьи/школы в фотографиях родителей/выпускников. 3. Жизнь школы в фотографиях учеников. 4. История одной старой школьной фотографии из семейного альбома. Формы представления результатов (продукты деятельности) по выбору учащихся:
Этапы и сроки: 1. Презентация проекта. Выбор темы. (Д/З на уроке литературы) 2. Составление плана работы. (Внеурочное время в день дачи Д/З) 3. Самостоятельная работа над проектом (В течение недели - трех) 4. Подготовка презентации. Самооценка. (Урок риторики) 5. Защита проекта. (Урок литературы) Критерии оценивания разрабатываются в зависимости от выбранных учащимися форм. Общие требования
Информационные источники: семейные и музейные альбомы, архивы; беседы и интервью с родителями, учителями, учениками. Проверка домашнего задания (защита проекта) через 1 - 3недели. Рефлексия: Самооценка Продолжи предложения 1. На занятии для меня было важно 2. Занятие помогло задуматься о ____________________________________________ _____________________________________________ 5. К моим достижениям можно отнести Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |