Преподавание русского языка Понимание смысла фрагмента текста. 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.09.05 Просмотров: 8 Кузнецова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: научить объяснению содержания фрагмента текста для подготовки экзамена в форме ГИА. Оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер, раздаточный материал (текст, вопросы, материал для домашней работы). ПриложениеХод урока 1. Организационный момент. - Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение - интерпретацию. 2. Повторение: 1) Что такое рассуждение? 2) Какова структура сочинения - рассуждения? 3) Что такое тема текста? 4) Что такое основная мысль текста? 3. Объяснение учителя. Что значит "понять фрагмент"? В словаре С.И. Ожегова понимание определяется как "1.Способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь". Следовательно, понять текст - значит проникнуть в глубь авторского замысла, осмыслить и растолковать значение текста или его фрагмента. Слайд 2. Чтобы продемонстрировать понимание фрагмента текста надо ответить на вопросы: - О чем говорится в тексте и указанном фрагменте? - Какова основная мысль текста? - Какая микротема представлена в данном фрагменте? - Как выделенный фрагмент связан с остальными частями текста? - Что хотел автор передать в этом фрагменте? - Почему он включил этот фрагмент в текст? - Каковы детали, представленные во фрагменте? - Каков подтекст фрагмента? - Почему автор выбрал именно эти слова и конструкции для выражения смысла? Слайды 3-4. 4. Чтение текста. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (1) Ужасной машиной зубной врач лечит зуб. (2) Он может сверлить его очень долго и высверлить почти весь, и все - не больно. (3) Но вдруг боль пронзает все тело, каждую клетку. (4) Кажется, больно и в мозгу, и в сердце, и даже в пятках. (5) Значит сверло дотронулось до обнаженного нерва. 6) Я не знаю, от чего это зависит, но огромное большинство произведений современного, да и не только современного искусства, как бы добротны они ни были, не дотрагиваются до нерва. (7) Их читают, отзываются одобрительно, даже рекомендуют читать друзьям: 8) И вдруг с одним из произведений происходит нечто. (9) Вырывают из рук, говорят взахлеб, звонят по телефону, в библиотеках очереди, книгопродавцы достают из-под прилавка: (10) Книга зацепила за нерв, и сразу все и везде: в Москве, в Ленинграде, на Камчатке - почувствовали, что больно. (11) Ни зубной врач, ни художник не знают, что сейчас-то, сию-то секунду они дотрагиваются до нерва. (12) Это происходит неожиданно для них самих, и они узнают об этом уже по реакции пациента или читателя: по вздрагиванию, по вскрику или даже по воплю. (В.Солоухин) Слайды 5-8. 5. Объясните, как вы понимаете смысл фразы: "Я не знаю, от чего это зависит, но огромное большинство произведений современного, да и не только современного искусства, как бы добротны они ни были, не дотрагиваются до нерва". Слайд 9 6. Беседа. - Чтобы правильно понять смысл фрагмента, надо еще раз прочитать текст, каковы роль и место отрывка в данном тексте. (чтение текста повторно про себя) - Теперь давайте попробуем выяснить, в каком значении употреблено слово "нерв". Слайд 10. - Первое значение подсказывает учитель Нерв - один из тончайших волокон, отходящих от головного и спинного мозга и образующих нервную систему, управляющую деятельностью организма. - Второе значение ученики могут вывести сами, а потом сравнить с тем, что дано на слайде. Слайд 10. 7. Подбор примеров - аргументов. Составляется в виде таблицы. Слайд 11-12. 8. Вывод. Слайд 13. 10. Домашняя работа: объяснить смысл фрагмента текста (1) Чем труднее исторические или литературные фигуры, тем труднее теперь писать о них. (2) Каждый шаг, жест, факт биографии давно исследованы, описаны, изданы. (3) Задача современного очеркиста может состоять лишь в том, чтобы напомнить, освежить в памяти те или иные слова, жесты, факты, поскольку они касаются интересующего нас объекта. (4) Известно, что Николай Васильевич Гоголь был тесно связан с Оптиной пустынью, любил это место, посещал его, переписывался со старцем Макарием, писал письма и другим обитателем монастыря. (5) Первое посещение относится к 1850 году. (6) Гоголь боялся холода северной зимы, а в Рим уже не хотел или не мог ехать и решил перезимовать в Одессе. (7) Впрочем, возможно, это был лишь предлог для путешествия, ибо ради зимования в Одессу можно было бы выехать из Москвы и попозже, нежели 13 июня. (8) Как на медленно передвигались тогда по Руси, все же не четыре, не пять месяцев требовалось, чтобы достичь Одессы. (9) Гоголь любил путешествовать и в дороге чувствовал себя лучше, чем сидя на одном месте. (10) Он умел жить в дороге, думать, работать, одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (11) У него был даже план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались в самых красивых и характерных местах. (12) Он хотел собрать в душе своей как бы коллекцию самых красивых пейзажей России. (13) Более того, на основе этих впечатлений он собирался написать географическое сочинение о России, так, "чтобы была слышна связь человека с той почвой, на которой он родился". (14) Обо всем об этом Гоголь увлеченно рассказывал на обеде у А.О.Смирновой в присутствии Алексея Констатиновича Толстого. (В.Солоухин) Напишите сочинение-рассуждение, объясняя смысл фразы: "Он хотел собрать в душе своей как бы коллекцию самых красивых пейзажей России. Более того, на основе этих впечатлений он собирался написать географическое сочинение о России, так, "чтобы была слышна связь человека с той почвой, на которой он родился". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |