Преподавание литературы Семинар "Сергей Есенин — "поэзии российский Моцарт"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.09.02 Просмотров: 4 Дукина Марина Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы Цели: познакомить студентов с особенностями творческого метода поэта, показать народность творчества, актуальность и вневременную ценность произведения С.А. Есенина. Оборудование:
На уроках анализируются следующие стихотворения:
Ход семинара Учитель: (Приложение 2, слайд №2) - Когда-то говорили, что «человек в своей жизни держит пять коней: четыре дерзких – детство, отрочество, юность и зрелость – и одного послушного – старость». Мне кажется, что у Сергея Есенина было только три коня, а четвертого – зрелость – и пятого – старость – ему иметь не довелось. Он прожил на Земле до обидного мало – всего три десятилетия. Две даты – 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 лет – путешествовать и 30 лет – писать, рассказывая людям всё, что увидел, узнал, нашел». Есенину было отпущено в три раза меньше. Но его судьба – подтверждение одного старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России. Две даты – 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Между ними самый бурный и крутой период отечественной истории: три войны, три революции. Когда вчитываешься в стихи Есенина, поражаешься тому, что, оказывается, почти все, о чем мы только сейчас заговорили вслух после долгого периода безгласности, - почти все это уже было сказано и предвидено гениальным поэтом. Теперь о Есенине мы знаем больше. Нам помогают и расстояния, и новые опубликованные документы. Из этих документов мы узнаем о своеобразном нравственном кодексе, который был создан молодым Есениным и его другом Гришей Панфиловым. Вот главные устои этого своеобразного нравственного кодекса, который неплохо было бы принять и всем нам:
Николай Рубцов писал о нем:
Есенин писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало, а потом убило. (Приложение 2, слайд №3) Есенин сам вывел концепцию Человека. Человека делает Человеком, по мысли Есенина:
Из этой концепции выходят и основные темы поэзии С.А. Есенина:
Над этими темами мы с вами и будем работать. Вопросы, которые будут у нас в центре внимания, записаны на доске:
Неоднократно говорили мы с вами на уроках, что независимо от времени, эпохи, места, где проходит война, - результат один: горе матери, слёзы вдов и свежие могилы. И, конечно, эта тема легла в основу многих произведений поэта. Итак, первый вопрос, вынесенный на семинар. Ответ учащегося на 1 вопрос семинара (возможный (сокращенный) вариант): (Приложение 2, слайд № 4) - Осуждение войны – одна из главных тем творчества поэта, хотя в начале творческого пути С.Есенин отдал дань ура-патриотизму:
Угар войны прошел, и вскоре Есенин предложил в горьковский журнал «Летопись» свое большое стихотворение, направленное против царизма, развязанной им кровавой бойни. Война воспринимается поэтом как всеобщее страдание, непоправимое бедствие, ведь сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы маленьких холмов – таков был кровавый след войны на земле. «Война мне всю душу изъела», - восклицает Есенин. С одной стороны:
А с другой:
Учитель: (Приложение 2, слайд № 5) - Однажды поэт признался: «Мне кажется, что я пишу стихи для самых близких друзей». И это было правдой. Ведь только близким людям можно рассказать о своих душевных страданиях, сокровенных думах. Только друзьям можно доверить заветные мечты, надежды… Есть у Горького такие слова: «Настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу». Может быть, именно из этого доверия возникает тот необыкновенный лиризм в стихотворениях С.Есенина о Родине? Прослушивание записи песни «Тихо струится река серебристая…» Итак, тема Родины в творчестве С.А. Есенина. Второй вопрос семинарского занятия. Ответ учащегося на 2 вопрос семинара (возможный(сокращённый) вариант): - За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая. Ведь каждый любит отчизну своей неповторимой любовью.
- писал С. Есенин. Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве это не видно по его произведениям?! Иногда, когда готовишь ответ на какой-нибудь вопрос, никак не найдешь цитаты. А здесь другая «беда»: не знаешь, какую выбрать! Видимо, это потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт так или иначе говорит о Родине. В «Стансах» он сам объясняет особенность своего творчества: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Поэтому, как мне кажется, так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших его стихотворений о любви:
Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле. Учитель: (Приложение 2, слайд № 6) - В понятие «Родина» Есенин включал сочувствие и милосердие ко «всему живому», ведь без умения любить всё и всех не могут появиться на свет такие понятия ,из которых складывал Сергей Александрович концепцию человека: идейность, патриотизм, умение любить и быть любимым… Тема любви к родной земле, к окружающим людям, к животным проходит через всё творчество поэта. Итак, расскажите о любви Есенина ко всему окружающему: к тем, из среды которых вышел, «ко всему живому». Ответ учащегося на 3 вопрос семинара (возможный вариант): - Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды – все это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы:
Поэт думает о людях – тружениках, об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной, о крестьянах, у которых «сохнет рожь и не всходит овес», как он писал в одном из стихотворений о девочке-малютке, просящей со слезами «хлеба черствого кусок»: «Ох, не весел ты, край мой родной», «Нищету твою видеть больно». Есенин предсказал, какой вред принесут люди, дорвавшиеся до власти. Помните: «Кто был никем, тот станет всем», - все эти «никто», захватив власть, прибрали всё к своим рукам. Мне кажется, что стихи Сергея Александровича душу лечат. Я, читая его стихи, ощущаю себя «очищенной» от грязи мирской суеты; я осознаю, что окружающий меня мир – это МИР, огромный, мудрый, сильный. А я – песчинка в этом мире, но от песчинки зависит сохранение баланса на планете. Есенин учит осознавать, что миром должна править Доброта. Иначе мир рухнет. Учитель: - Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выявление чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Прослушивание песни на слова С. Есенина «Клен ты мой опавший». - Поэт породнился со всем живым на родной земле. Для него и природа – это эхо. Её можно просто окликнуть, как прохожего:
Но в жизни каждого человека бывают такие периоды, которые принято называть «черной полосой». Вот тогда мы вспоминаем о самых близких, дорогих нам людей, только к ним мы обращаемся за помощью. А кто может быть дороже, ближе, чем мама? Кто простит и примет нас такими, какие мы есть: без маски, которую мы часто надеваем для других… Итак, четвертый вопрос семинара. Ответ учащегося на 4 вопрос семинара (возможный (сокращённый) вариант): - В трудные минуты жизни Есенин обращался к верному, истинному другу – матери. У неё он отогревался душой, рассказывая ей о самом дорогом и сокровенном, так как «ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…». Мать у него «милая, добрая, старая, нежная!». Знаете, я читал и понимал, что и моя мама такая же. Наверное, это чувство возникло не только у меня. Но все стихотворные строки есенинской лирики, посвященные маме, полны любви, заботы. Учитель: - Образ матери неразрывно связан с Константиновым, местом, где родился, куда часто возвращался Сергей Александрович. Фамилия Есенина – русская, коренная. В ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, Осень, Ясень – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудрявый, голубоглазый. Ему бы холщевую рубашку с красными латками, перепояску с медным гребешком – и в Семик – плясать с девками в березовой роще. Говорят, что частушки, которые мы сейчас будем слушать, слушал и Сергей Александрович. Не отсюда ли брал Есенин всеобъемлющую человечность и необыкновенный лиризм? Прослушивание Константиновских частушек. - Итак, сообщение о Константинове. Ответ учащегося на 5 вопрос семинара (возможный (сокращенный) вариант): - «Школа» Сергея Есенина - его родина, село Константиново Рязанской области. Стоит село на высоком берегу красавицы Оки, а далеко вокруг простираются поля, рощи, леса и проселки. «Моя лирика живет одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - писал С. Есенин. В селе Константиново он родился, а в городе Клепики учился в учительской школе, здесь же начался и его творческий путь. Это и вся «страна березового ситца» - так С.Есенин напишет о своих родных местах. Дом… Есенин… грустно было понимать, что детство без своих яблок, когда у соседей и слева, и справа хоть и небольшие, но богатые плодами сады. Среди всех односельчан Есенины были самыми безземельными.
Считается, что эти стихи написаны Есениным про себя, как суд и укор себе – «вечно странствующему страннику», особенно остро почувствовав драму отца, который не бывал дома, так как служил приказчиком в одной из лавок Москвы. Но Константиново для Есенина навсегда осталось местом, куда он стремился попасть; желал, но, увы, не всегда мог. Можно использовать газету, посвященную С.Есенину. Учитель:
После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом.
Эти строки принадлежат Александру Гатову. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас еще раз перечитал есенинские стихи и нашел те строки, которые сопровождали бы его всю жизнь, помогая переносить горечь падений, заставляя поверить в возможность взлётов. Помните, у Есенина есть такие строчки: «А жить на земле все же стоит!» Прослушивание песни на стихи С.Есенина «Мне осталась одна забава…» в исполнении А.Малинина. (На фоне 2-х последних куплетов песни): - Есенина хоронили 31 декабря в Москве на Ваганьковском кладбище. Россия вступала в новый, 1926 год, а поэт – в бессмертие:
Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать – в зависимости от вкуса, но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека. И, конечно же, поэзия Сергея Александровича Есенина сопровождает нас всю жизнь; сопровождает и учит воспринимать все многообразие красок окружающего мира. Мы становимся внутренне богаче, "растем " над собой. А только человек, обладающий внутренней красотой, внутренним богатством, может стать мастером своего дела, ведь умение ценить красоту окружающего мира, внутреннюю красоту помогает нам стать творцами. И совсем не важно, каким делом мы занимаемся, кто мы с вами по профессии, - главное в том, что мы никогда не будем безнадежно равнодушными, потому что в нас "звучит" музыка есенинских стихов. (Приложение 2, слайд № 10) Список использованной литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |