Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок осмысления эссе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок осмысления эссе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1228

Поварова Раиса Михайловна, учитель русского языка и литературы

Сочинения в жанре эссе прочно вошли в школьную практику. От того, как в процессе обучения дети усвоят структуру этого сочинения, зависит результат сдачи ЕГЭ по русскому языку при выполнении части С. Я отвожу три первых обучающих урока по написанию эссе в 10-м классе.

Какие цели я ставила перед собой на этом уроке:

  • познакомить учащихся с художественным своебразием эссе как жанра публицистического стиля;
  • научить их видеть структуру сочинения, подбирать материал к работе над текстом сочинения;
  • развивать творческие способности учащихся, логику их речи, навыки написания эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления, раздумья.

Метод обучения: эвристическая беседа с элементами исследовательского характера.

Оборудование урока: эпиграф, карточка–информатор, тексты эссе, презентация.

Урок начинается со слов учителя, который объявляет тему урока (дети записывают её в тетрадь) и подчёркивает значимость изучаемого материала: <Приложение, слайд 1>

– Через год вы будете сдавать ЕГЭ, и сочинения данного жанра вам придётся писать по всем предметам гуманитарного цикла.

Далее озвучиваются вопросы, ответы на которые дети должны получить в ходе урока.

– Что такое эссе?

– В чём заключаются его жанровые особенности?

– Какова композиция сочинения?

– Какая терминология возможна при изучении темы?

Задачи урока <Приложение, слайд 2>

Проверка домашнего задания. Задания были распределены по группам заранее и носили характер сообщения. Каждый выступающий обязательно выделяет главное в своём сообщении, дети в это время ведут записи в своих словарях терминов и одновременно записывают в тетрадь материал, связанный с темой урока.

Учитель: Ребята, вспомните, как называется стиль литературного языка, в котором поднимаются проблемы, касающиеся каждого из нас? Где используется этот стиль? В чём заключаются особенности публицистического стиля?

Ответы учащихся обобщаем и выдаём в форме связного сообщения: публицистический стиль используется в средствах массовой информации, основная цель-привлечение внимания читателей и ли слушателей к важным вопросам или просто информирование о чём-то. Существует как в письменной, так и в устной форме, характеризуется образностью, живостью, разнообразием отбора лексических средств. Жанры стиля: отзыв, рецензия, статья, очерк, эссе, интервью, репортаж.

Учитель: Итак, мы выяснили, что эссе относится к публицистическому стилю. Я думаю, вам будет интересна история возникновения этого жанра. ( Слушаем сообщения ученика)

1. Родоначальник эссе – французский писатель – гуманист Мишель Леонтель, написавший в 1580 году произведение, где изложил свои мысли о судьбе общества и человека. На русский язык это было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф Бэкон продолжил данную работу, а затем к эссе обратились Локн, Аддисон, в конце 19 века – Б.Шоу, А.Франс, Р.Ролан.

Термин “эссе” широко распространён на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” – набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ. В России, по замечанию критика Эльяшевиса, ещё со времён Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” и “Путешествия в Арзрум” Пушкина складывается свой собственный вариант эссе. У Радищева – публицистическое высказывание, у Пушкина – путевой очерк, у Герцена в “Былое и думы” – эссентический ромби, эпопея, энциклопедия. Сегодня можно назвать имена Пришвина, Солоухина, Паустовского, Тендрякова, которые тоже прибегали к жанру эссе.

Учитель: Как видите, единой модели, единого образца эссе не было и не будет. “Факультет ненужных вещей” Домбровского, “Ягодные места” Евтушенко, встречи с писателями в Останкино – всё это показывает, что ткань художественного произведения пронизана токами публицистики, где отчётливо звучит, а порой даже солирует авторский голос. Что же такое эссе? Какой материал вы нашли? (Дети зачитывают определения эссе).

А) Эссе в переводе с французского – “попытка, проба, опыт, набросок, который сочетает в себе подчёркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением материала.

Б) Эссе – это прозаическое произведение (этот признак не является обязательным) небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно – окрашенное слово. (Литературный энциклопедический словарь,1987 г.)

В) Эссе может быть посвящено философским, историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому.

Г) Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, мысли. Это очень похоже на театр одного актёра, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

Учитель: Спасибо, молодцы! Находки ваши очень удачны. Обобщая, всё сказанное вами, прошу вас обратить внимание на эпиграф к уроку <Приложение, слайд 3>

Эссе – это размышления по поводу услышанного, просмотренного.
Эссе – это способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.

Александр Эльяшевис

Слушая товарищей, вы делали записи в тетрадях, тем самым собирали материал для ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Проверьте качество своей работы, сравнивая свои записи с моими наблюдениями, внесите дополнения <Приложение, слайд 4>

В чём же жанровое своеобразие эссе? (Дети озвучивают запись). Обратите внимание на карточки, что лежат на ваших столах. В них вы найдёте перечень выразительных средств, которые используются в сочинении.

Пример карточки – информатора: <Приложение, слайд 5>

Антитеза – противопоставление добру, красоте – безразличия, зла.

Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета.

Олицетворение – наделение неживых предметов чертами живых существ.

Риторический вопрос – вопросительные предложения с восклицательной интонацией, который не требует ответа, так как содержит в себе скрытое утверждение или отрицание.

Для связи аргументов с тезисами обычно используются вводные слова. Вводными словами называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает с воё отношение к содержанию высказывания.

Учитель: В чём же назначение эссе? Каким оно должно быть? (Примерный ответ: содержание сочинения должно привлечь внимание читателя к проблеме, должно быть доказательным и убедительным, личное отношение автора чётко выраженным).

– Теперь поговорим о композиции.

Какой бы она не была свободной, всё – таки наше сочинение должно содержать три составляющие: <Приложение, слайд 6>

1. Вступление:

А) Магнит нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его.

Б) Соединяющая информация.

В) Утверждение, где заявлена идея эссе и его общая структура. Благодаря утверждению, автор определяет для самого себя, о чём он будет писать, а читатель поймет, о чём будет идти речь.

2. Основная часть.

В ней заключена главная интрига. Эта часть делится на абзацы:

А) Информационный центр – это предложение, которое сообщает главную идею абзаца.

Б) Дополнительные предложения поясняют, раскрывают информационный центр того абзаца, в который они входят. Обычно это примеры, факты и комментарии. Без дополнительных предложений эссе осталось бы общим планом. Каждый абзац чаще всего заканчивается предложением – связкой.

3. Заключение.

“Конец – делу венец”. В заключении часто повторяются идеи, высказанные в введении. Это может быть мораль, совет, предположение, открытие.

Например: Мораль: В конце концов, водитель вынужден был признать, что правила дорожного движения созданы для того, чтобы езда по дорогам была более безопасной и комфортной.

Предположение: “Надеюсь, что в один прекрасный я смогу прийти на помощь тому несчастному, которому цыганки предложат свои услуги”.

Открытие: “Так я узнал о взглядах пожилых русских женщин на воспитание детей. Теперь я каждый раз вспоминаю о той встрече, когда иду с сыном гулять в парк”.

Если все указанны моменты будут учтены вами. То ваша работа будет удачной.

Практическая часть работы строится на текстах, взятых книги Д.В.Колесовой, А.А.Харитонова “Пишем эссе”, Санкт– Петербург, “Златоуст”, 2006г.

Текст №1. Как доехать до университета?

Задания:

1. Прочитайте сочинение. О чём оно? Сформулируйте главную мысль эссе.

– Отметьте на полях:– сколько абзацев?

– Какой абзац является введением?

– Какой абзац является заключением?

– Сколько абзацев входит в основную часть?

2. Найдите магнит эссе. Насколько он эффективен?

– Какое предложение является соединяющим?

– В каких предложениях находится утверждение?

– Подчеркните в тексте первого абзаца предложение, в котором есть намек читателю, чего можно ожидать от второго, третьего, четвертого абзацев.

3. Какова тема второго абзаца? Укажите предложение, с помощью которого вы поняли, о чем будет говориться во втором абзаце.

4. Подчеркните в тексте информационные центры третьего, четвертого абзацев. Прочитайте дополнительные предложения.

5. В четвертом абзаце автор замечает, что трамвай – экзотический вид транспорта. Прочитайте предложение, в котором автор высказывает эту точку зрения.

6. В последнем абзаце найдите и подчеркните предложение, которое перекликается с утверждением.

Текст №2. “Не бывает худа без добра”

Задания:

1. Прочитайте текст и объясните своими словами, что произошло?

2. Вспомните, что хороший магнит втягивает читателя в описываемую ситуацию. Выпишите магнит этого эссе. Обоснуйте свой выбор.

3. В каком абзаце автор сообщает, в чем именно состояло недоразумение.

4. Почему автор указывает на корень проблемы только в шестом абзаце? Какую дополнительную информацию автор сообщает, объясняя причину непонимания.

Текст №3. Твое счастье – в твоих руках (самостоятельная работа)

Коллективная работа с текстом М. Цветаевой “2 слова о театре”.

<Приложение, слайд 7>

Вопрос: О чем можно написать в небольшом произведении, если оно называется “2 слова о театре”

Выразительное чтение текста.

Беседа по тексту:

– Что показалось вам неожиданным в этом тексте?

– Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф?

– Определите жанр этого текста, перечислите его характерные признаки.

Рефлексия. Уяснили ли вы особенности жанра эссе? Какая часть сочинения оказалась для вас самой трудной, на что нужно обратить внимание на следующем уроке?

Домашнее задание: Написать эссе на одну из предложенных тем, положив в основу работы свое видение и жизненный опыт.

  1. Твое счастье – в твоих руках.
  2. 2 слова о Театре.
  3. “Не бывает худа без добра”.

Помните:

  1. Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев.
  2. Главная мысль или тезис сочинения обычно формулируется во введении, но не всегда в первом предложении.
  3. Не стремитесь сразу браться за ручку, сначала представьте, что читатель известно по этому поводу, подумайте, как перейти к тому, что он может узнать нового.
  4. Написав эссе, прочитайте введение и заключение. Эти абзацы должны содержать много похожей информации, но не могут быть полностью идентичны.

Презентация


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21