Преподавание русского языка Разряды имен прилагательных (6-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2575 Кривомаз Надежда Витальевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Повторение: синтаксический разбор простого предложения, морфологический разбор прилагательного, разбор слова по составу и словообразовательный разбор, повторение орфограмм. Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков. Форма урока: практическое закрепление материала с использованием элементов драматизации. Методы: словесный и опережающий, метод творческой организации. Ход урока I. Оргмомент. II.Опрос. Работа с текстом. У могилы неизвестного солдата.
Задания: Четыре учащихся работают у доски.
У грубого простого обелиска женщина остановилась и склонилась низко.
III. Закрепление материала. Слово учителя. В течение нескольких уроков, ребята, мы путешествуем с вами по городу Имя Прилагательное, по его улицам, переулкам, площадям. Это очень важный и крупный город в государстве Морфология. Следует сказать, что по количеству жителей, т.е. употребляемых слов, он занимает 3 место после Существительного и Глагола. Почемучка: А мне имя прилагательное представляется огромной поляной, на которой можно найти все – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных вещей: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра). И на этой поляне чудесных свойств и качеств растет само древо познания с листочками – именами всех предметов. Именно таким я представляю имя существительное. Ведь прилагательному никак не прожить без друга – Существительного. Иначе кому оно будет служить? Кому понадобятся его признаки, его богатство? Учитель: Добавь, что живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе. Почемучка: Ребята, а как вы представляете имя прилагательное? Расскажите его биографию. Учащиеся вспоминают определение имени прилагательного. Словарно-орфографическая работа. Биография (греч. био – жизнь, графио – писать). Вопросы и задания классу: – объясните значение этого слова; – образуйте от него прилагательное, определите его разряд; – приведите примеры слов с корнем био-; – составьте словосочетания с этим словом. Биография – описание чьей-нибудь жизни (биография поэта, случай из биографии). – Можно ли сказать “биография жизни”? Почему? Учитель: Вот теперь вы вспомнили биографию имени прилагательного, представляете себе, сколько нужно затратить сил и труда, чтобы хорошо знать эту часть речи. Почемучка: А теперь загадочная пауза. Часто имена прилагательные встречаются в загадках. Прилагательные, обозначая признаки предмета, оказываются очень удобным средством, чтобы описать предмет, не назвав его, а именно это и нужно для загадки. Послушайте эти загадки, отгадайте их. Выпишите из них имена прилагательные, определите их разряд.
Проверка задания у доски. Работа с текстом. Текст выразительно читается учителем. Вопросы классу: – Какую знаменательную дату отмечает наша страна каждый год в мае? – Почему люди чтят память погибших? – Какова основная мысль этого стихотворения? – Почему поэт называет песни горестными? – Подберите синонимы к этому слову? – Что называется эпитетом? Учитель: Наше путешествие по городу Имя Прилагательное продолжается. Как вы помните, все прилагательные, живущие там, объединены в три группы. Группы эти в науке называются разряды. Приглашаем их в гости к нам. Качественное прилагательное: Здравствуйте, ребята! Я качественное прилагательное. А что вы знаете обо мне? Назовите мои признаки. Знайка: Отдых, теперь отдых. Объявляю рекламную паузу. Качественное прилагательное: Хорошо, слушайте. Каких только прилагательных ты не найдешь среди нас! Маленькие и большие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. И каждый стремиться победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше, у кого меньше. Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные соперники. Но мир качественных прилагательных безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее. Знайка: мне понравилась твоя реклама, но она наводит меня на печальные размышления. Что же тогда говорить об относительных и притяжательных? Получается, что они некачественные? Кто захочет с ними знаться? Относительное прилагательное: А мы вторая группа или разряд – относительные прилагательные. Мы обозначаем… Ребята, а что мы обозначаем, вы знаете? Да, мы обозначаем материал, из которого сделан предмет или указываем на признак предмета по месту: йошкаролинская улица. Может ли улица быть более йошкаролинской? А менее? У нас есть еще прилагательные, указывающие на признак по времени его существования: утренний кофе. Или по значению предмета: детская площадка или по весу: килограммовая посылка. Знайка: Я хочу сделать маленький вывод: качественные от относительных отличаются только тем, что одни могут друг перед другом хвалиться и меряться силами, а другие не могут. Работа с текстом, записанным на доске. Задание классу: выпишите из текста прилагательные, определите их разряд. Задание по развитию речи. Конструирование предложений по схемам.
Подвести учащихся к выводу: какими членами предложения могут быть имена прилагательные? Определите их разряд. Знайка: А теперь я предлагаю вам игру “Угадай слово”. Подскажу, что это имя прилагательное. Определите затем его разряд.
– Что мы должны знать о правописании слова бесстрашные? – Составьте словосочетание с этим словом. Учитель: Но мы забыли еще об одном разряде, притяжательных прилагательных. Они не похожи ни на кого, только на себя. А что они обозначают, ребята? И тем они особенно интересны. Послушаем их рассказ о том, как они стали самостоятельными. Сценка. Автор: Однажды к Синтаксису пришли словосочетания Пиджак отца, Платок бабушки, хвост лисы. Вперед выступило слово Пиджак. Пиджак: Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные не хотят подчиняться. Отец: Мы ведь не прилагательные, род, число и падеж которых зависят от того слова, рядом с которыми они стоят. Помогите нам, король Синтаксис, замените нас прилагательными. Автор: Синтаксис задумался. Позвал Морфологию. Морфология: Я не возражаю против новой группы имен прилагательных. Но есть ли короля Словообразование нужные нам суффиксы? Автор: Пригласили короля Словообразование. Он взял с собой только два суффикса -ов и -ин да несколько окончаний. Так получились прилагательные Отцов и Бабушкин. А что касается слова Лисы, то король Словообразование вместо суффикса рискнул поставить -ий, – лисий. А чтобы не было недоразумения, повелел считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имен прилагательных. Учитель: Ребята, а какие еще суффиксы притяжательных прилагательных вы знаете? Творческое задание. Перед вами отрывок из произведения А.П. Чехова. Вставьте на месте пропуска подходящие по смыслу прилагательные. Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте, потом мы сравним записанные определения с авторскими. Сумерки. --- снег лениво кружится около фонарей и --- пластом ложится на --- крыши, спины, плечи, шапки. Вопросы и задания: – С какой целью автор использует в тексте имена прилагательные? – Определите их разряд. Вывод. Писатель с помощью прилагательных рисует образную картину природы, которую мы легко можем представить по этому описанию. Писателю важно правильно подобрать прилагательные для описания предметов и явлений. IV. Закрепление. Обобщение и подведение итогов урока. Учитель: Сегодня мы весь урок повторяли тему” Разряды имен прилагательных”. Вопросы: – Что обозначают качественные прилагательные? Назовите их признаки. – Что обозначают притяжательные прилагательные? – Что обозначают относительные прилагательные? – Какова синтаксическая роль прилагательных? А закончим сегодняшний урок прослушиванием веселого стихотворения об имени прилагательном. 1 чтец.
2 чтец.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |