Преподавание русского языка Тема урока "Дефис между частями слова в наречиях"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1475 Буслаева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы Цель: отработка навыка написания дефиса в наречиях Задачи:
Ученики должны
Оборудование: таблица «Дефис в наречиях», раздаточный материал для морфологической разминки; карточки с текстом для творческого диктанта; презентация; репродукция картины художника И.Шишкина «Зима» и его портрет; фотографии зимних пейзажей. ТСО: компьютер, экран. Тип урока – комбинированный урок-практикум с использованием информационных технологий. Ход урока I этап. Актуализация знаний. 1. Морфологическая разминка. Задание: если я называю глагол, вы поднимаете елочку, прилагательное – снеговика, наречие – снежинку.
– На какое слово не нужно было поднимать карточку? Почему Речевая ситуация. Презентация 1, слайд 1 Возможно ли в русском языке такое написание слов: по зимнему, по-зимнему? Если это возможно, то как определить, какое условие выбора орфограммы нужно выбрать в каждом случае? (Да, возможно. Написание данных орфограмм зависит от смысла слова, части речи.) II этап. Целеполагание Слайд 2 Сообщение и запись темы урока, целей урока. III этап. Повторение теоретического материала. 1. Работа с опорой на таблицу «Дефис в наречиях». Составление таблицы (1 ученик у доски записывает условия выбора орфограммы и комментирует). Вопрос к классу: приведите примеры на каждое положение. Слайд 3 2. Работа по карточкам. (1 ученик у доски, остальные в тетрадях.) Слайд 4
Задание: составить предложения из слов, которые даны в начальной форме, вставить по смыслу слова по-зимнему, по зимнему. Рассказать, как отличить наречия от других частей речи. 3. Мини-тест. Мы с вами говорили о том, что наречие – это самая сложная по правописанию часть речи. Приставка в наречии в зависимости условия выбора орфограммы пишется и слитно, и раздельно, и через дефис. Задание: выбери правильный ответ (слитно/раздельно/через дефис).
По мере выполнения теста при условии выбора правильных ответов на экране появляется репродукция картины И.Шишкина «Зима». – Кто знает, как называется картина, репродукцию которой мы сейчас видим? Кто её автор? (Картина, портрет художника.) Какие орфограммы отражены в тесте? (Слитное и раздельное написание наречий, НЕ с наречиями на -о, -е, дефис в наречиях.) IV. Новый материал. Слайд 5 Словарная работа. Запись слов в «Словарь наречий» для заучивания: давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок. Составьте предложения с данными словами. V. Закрепление материала по теме. 1. Работа с учебником. Упражнение № 283. – Составить предложения с данными наречиями (устно). (По прежнему пути идти было нельзя. По-прежнему было холодно. По дорожному костюму можно определить, куда направляется турист. Папа был одет по-дорожному.) VI этап. Физкультминутка Слайд 6 Ребята, встали, вышли из-за столов.
Задание: а теперь проверим, насколько вы были внимательны. Услышали ли вы в стихотворении слова по теме, которую мы изучаем? VII. Работа с текстом Творческий диктант. (Текст, написанный ученицей). Задание дифференцированное: вставить слова с наречиями по теме урока и выполнить задания к тексту. 1-я группа (сильные).
2-я группа (средние). Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.
3-я группа (слабые). Вставить наречия, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: еле-еле, едва-едва, мало-помалу, чуть-чуть, видимо-невидимо. Общее задание: Какое условие выбора орфограммы «Дефис в наречиях» отражено в данном тексте? Проверка текста. Слайд 7
Слайд 8 VIII. Конструирование предложения Повторение правил пунктуации: обобщающие слова при однородных членах. Слайд 9 Слово «зима» написано на разных языках: русском, английском, немецком, французском. – Как вы думаете, что здесь написано? Составьте предложение с обобщающим словом. IX. Домашнее задание Упражнение № 281 (1). X. Итог урока Слайд 10 – О чём мы говорили на уроке? Оценка деятельности учеников. Выставление отметок. Резерв. 1. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис.
2. Словообразовательный диктант.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |