Преподавание литературы Современный читатель. Урок русской литературы в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1186 Швецова Людмила Викторовна, зам. директора по ВР Цели:
Форма проведения: урок-презентация поэтических сборников. Продолжительность: 2 урока по 40 минут без перерыва. Подготовительная работа: перед началом изучения темы “Поэзия Серебряного века” учащимся предлагается составить сборник стихотворений любимого поэта начала XX века, чье творчество не включено в обязательную программу изучения (например, поэзия О.Мандельштама, А.Крученых, Саши Черного, Тэффи, З.Гиппиус, С.Маршака и др.). Сборник должен отвечать следующим требованиям:
ХОД УРОКА Оформление: фотографии поэтов Серебряного века. I. Вступительное слово учителя. Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Достоевского, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. К сожалению, школьная программа не дает возможности подробно говорить обо всех представителях литературы Серебряного века, но этот пробел мы попытаемся сегодня восполнить. Наш урок – это знакомство с ярчайшими личностями, индивидуальностями. Вам предстоит выступить в роли читателей, слушателей и непривычной, даже, можно сказать, незнакомой, роли - роли издателей. II. Подготовительный этап. Рекомендации учителя по представлению поэтических сборников, после чего учащимся дается время на подготовку к выступлению (для удобства дальнейшей работы каждому ученику выдается план, по которому он будет представлять свой сборник). План представления поэтического сборника. 1. Подумайте, как начнете свое выступление: первое предложение должно “зацепить” слушателей. Не забывайте, что время выступления ограничено! (5–7 минут). III. Основная часть. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость внимательного прослушивания ответов выступающих, чтобы затем принять участие в обсуждении представленных сборников, например, по таким аспектам: – степень заинтересованности выступающего в теме; Презентация поэтических сборников учащимися. Выступления могут быть представлены по направлениям Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм и др. Обсуждение сборников, ответы “составителей” на вопросы “читателей”. IV. Работа экспертных групп. Распределение учителем на рабочие группы (не более 4 человек). Учитель ставит перед группой следующие задачи: 1. Выберите сборник для экспертизы. Проанализируйте его название, принцип отбора стихотворений, статью от составителя. После устного обсуждения сборника в группе, учитель обращает внимание на вторую часть темы урока – “Современный издатель”: чтобы книга была издана, необходимо заключение редакционного совета. В связи с этим группе предлагается написать резюме на один из сборников. Для работы предлагается памятка и “шаблонка” (Приложение 1) для написания резюме. Время работы в группе – 15 минут. Памятка “Как написать резюме на книгу” Резюме (франц.) – краткое изложение сути написанного или прочитанного, краткий вывод, итог чего-либо. 1. Автор поэтического сборника: имя, фамилия, класс. Озвучивание составленных группами резюме. V. Рефлексия. Подведение итогов урока: каждому ученику предлагается ответить на вопросы
VI. Домашнее задание. Ответить на вопросы о поэтах Серебряного века и их творчестве. (Приложение 2) Приложение 1 Резюме на поэтический сборник поэта серебряного векаАвтор-составитель поэтического сборника: (имя, фамилия, класс) Название сборника: (фамилия, имя поэта серебряного века) Особенности вступительной статьи: Особенности оформления титульного листа: Формат сборника: Дополнительные сведения в сборнике: Достоинства сборника: Недостатки сборника: Рекомендации составителю: Приложение 2 Проверь себя1. Автор сборников “Ярь”, “Перун”, друг С. Есенина. 2. Черты какого литературного направления пародийно преувеличил Осип Мандельштам “Страшный контрданс “соответствий”, кивающих друг на друга. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой”. 3. Хозяин гостеприимного дома в Коктебеле. 4. “Я – изысканность русской медлительной речи,
5. “Когда умирают кони – дышат,
6. “Я – тишайшая, я – простая,
7. К какому литературному направлению были близки ниже названные поэты:
8. Соотнесите литературные псевдонимы и настоящие имена поэтов:
9. Соотнесите названия поэтических произведений с соответствующими литературными течениями: “Эгополонез”, “Здесь и там”, “На аэродроме”, “Жираф”, “Перевертень”, “Безглагольность”. 10. В “Некрополе” В.Ф. Ходасевич так описывает этого человека: “Его вид поколебал мое представление о декадентах. Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом – я увидел скромного молодого человека с короткими усиками, бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Он не любил людей, потому что прежде всего не уважал их. Конечно, он видел свое полное одиночество”. Кто этот человек? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |