Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Трагическая эпопея построения счастливого общества в романе И.Истомина "Живун"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Трагическая эпопея построения счастливого общества в романе И.Истомина "Живун"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1182

Самакина Елена Александровна, заместитель директора по воспитательной работеы

Цели урока:

  • познакомить учащихся с бытом и культурой малых народов Севера;
  • продемонстрировать особенности северной ментальности на примере романа И. Истомина «Живун»;
  • помочь отследить влияние российской ментальности на развитие культуры народов Крайнего Севера и северо-западной Сибири;
  • отметить жанровые и художественные особенности произведения;
  • обнаружив проблемы и конфликты главных героев, обозначить философскую и нравственную идею романа.

Оборудование урока:

  • текст романа «Живун» И.Истомина;
  • портрет И.Истомина;
  • фрагменты видеозаписи, иллюстрации или слайды, изображающие эпоху начала 20 века;
  • видеозапись с демонстрацией жизни, быта и культуры малых народов Крайнего Севера.

Методические приёмы: рассказ учителя, аналитическое чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам, использование межпредметных связей (история).

Предварительное домашнее задание.

  • Чтение романа И.Истомина «Живун».
  • Подготовка сообщений группы учащихся –исследователей об утопии как одной из древнейших структур в мифологии, религии, теологии, фольклоре, литературе, философии.
  • Индивидуальное выступление. Биографические данные И.Истомина.
  • Индивидуальное выступление. Прототипы главных героев романа.

Эпиграф урока: Человек не является ни ангелом, ни зверем, но, к несчастью, тот, кто хочет стать ангелом, становится зверем. Б.Паскаль.

Ход урока

  1. Словарная работа. Теория литературы.

Обсуждение и запись в тетрадь литературоведческих терминов.

  • Утопия – ...
  • Роман-утопия – ...
  • Ментальность – ...
  • Антиутопия – ...
  1. Слово учителя об особенностях северной ментальности, о формировании и взращивании на территории северо-западной Сибири особого, местного утопизма (экологического).

Две трети 20 века прошли в России под знаком построения утопии, которая стала едва ли не важнейшим идеологическим постулатом советской власти. Коммунизм, всеобщее счастье, равенство, справедливость – все эти утопические идеи вошли в плоть и кровь нескольких поколений людей, живших в пределах Советского Союза. Поэтому не удивительно, что эти идеи были восприняты молодыми культурами Севера с энтузиазмом и продержались здесь дольше, чем где бы то ни было на просторах Евразии.

Но не только привнесённые идеи определили утопический характер ряда произведений писателей из числа коренных народов Севера. На здешней почве сформировался и усиленно взращивался особый, местный утопизм, который можно было бы назвать экологическим.

Особый интерес представляют произведения писателей Севера, в которых так или иначе трансформируются в применении к местному материалу утопические или антиутопические мотивы.

  1. Сообщение группы учащихся-исследователей.

Писатели и философы о путях развития утопии в 20 веке и о формировании в литературе и социологии понятия антиутопии.

  1. Обсуждение и запись в тетрадь основных черт утопий, которые отмечают большинство исследователей.

Отрицательные моменты утопии.

  • Застылость (или застойность), отсутствие динамики, развития, ведь счастье уже достигнуто, история кончена. «В утопии есть лишь туманное прошлое и нет никакого будущего».
  • Абсолютное единомыслие. Какие-либо принципиальные разногласия невозможны. Допустимо лишь соперничество «хорошего с лучшим». Как следствие, нет конфликтов.
  • Полная автаркия, т.е. изоляция совершенно утопического общества от остального несовершенного мира.

Положительные стороны утопии.

  • Утопия даёт определённую установку на изменение общества к лучшему.
  • Обладает критической функцией, отталкивается от негативной реальности.
  • Предугадывает некоторые черты будущего, пусть даже и негативные (прогностическая функция).
  • Выполняет конструктивную функцию (мечта, идеал так или иначе оказывают влияние на реальный ход развития).
  • Утешает и вселяет надежду на лучшее будущее (психотерапевтическая функция).
  1. Пояснения учителя.

Однако все эти положения и выводы стали общепонятными и очевидными лишь к концу 20 столетия. Необходимы были страшные катаклизмы прошедшего века, войны, ссылки, концлагеря и тоталитарные режимы, чтобы эти истины мало-помалу утвердились в сознании образованной части нашего общества.

Просмотр иллюстраций или слайдов, изображающих эпоху 20 века.

Тем более удивительным представляется роман И.Истомина «Живун», посвящённый той самой эпохе, когда на российских просторах огнём и мечом устанавливалась власть утопии.

Демонстрация репродукции портрета И.Истомина.

Краткие биографические данные писателя (выступления учащихся).

Ровесник революции, Иван Григорьевич Истомин (1917— 1988) родился в небольшом селении Мужи, неподалеку от Салехарда, в семье рыбака-коми. Судьба его сложилась драматически: в детстве он перенес полиомиелит и на всю жизнь остался полупарализованным. Тем не менее ему удалось окончить педагогическое училище в Салехарде. По окончании; училища он работал учителем русского и ненецкого языков в школе, занимался журналистикой. Природа как бы компенсировала ему его увечье, одарив его художническим талантом. И. Истомин является автором поэтических сборников, ему принадлежит ряд живописных полотен о Севере, но главным его достижением является роман «Живун», впервые опубликованный в 1970 году.

  1. Определение жанра произведения.

Этот роман, видимо, следует признать первым произведением большой эпической формы, написанным ямальцем о Ямале.

-Какие, на ваш взгляд, жанровые разновидности объединяет в себе «Живун»? Прокомментируйте свой ответ. (Утопия и робинзонада, элементы автобиографического, исторического, этнографического, социально-бытового, психологического, авантюрного и любовного романов).

-В романе И.Истомина поставлены кардинальные проблемы бурного бытия начала 20 века не только российского Севера, но и всей страны. Какие именно? (В первую очередь, утопическая идея – вечная народная мечта о счастливом и справедливом устройстве общества и вера в возможность её осуществления. Это и комплекс проблем, связанных с российской революцией 1917 года, - революция и народ, религия и народ, социально-имущественное расслоение и т.д. это также круг национально-этнографических проблем – взаимоотношения коми-зырян, русских и ханты. Это и «вечные сюжеты» человеческих взаимоотношений – любовь. Измена, супружество, мужской и женский взгляд на мир…).

  1. Индивидуальные сообщения учащихся.

Прототипы главных героев.

-Как уже говорилось, роман «Живун» был написан по следам реальных событий, которые произошли в начале 20-х годов в маленьком селении «Мужи», стоящем на высоком берегу Оби и населённом в те времена коми-зырянами. Под вымышленными именами в нём фигурируют конкретные жители Мужей, в том числе и сам И.Истомин. Прототипом главного героя Варов-Гриша был отец писателя Григорий Федулович Истомин, его жена Еления – мать писателя Елена, а маленький увечный Илька – не кто иной, как будущий писатель.

  1. Беседа по вопросам
  • Сюжет романа И.Истомина чётко определён в пространственном и временном отношениях. Обозначьте эти границы. (События начинаются на «пятом году советской власти», т.е. в 1922г., и длятся ровно год. Действие развивается в посёлке «Мужи» и в живописной местности на берегу Малой Оби, где четыре семьи решили организовать рыболовецкую парму (артель)).
  • Сколько сюжетных линий вы могли бы отметить в романе? (В романе параллельно развиваются и переплетаются две основные сюжетные линии: история организации, жизнедеятельности и краха пармы-утопии и любовные коллизии, связанные с образом Куш-Юра, Гологолового, - большевика Романа Ивановича, возглавившего коммунистическую ячейку в Мужах.)
  • Композиция романа также свидетельствует о продуманности его структуры; главы о парме регулярно чередуются с главами, посвящёнными событиям в Мужах.
  • Какое назначение имеет глава «Встань-трава», не имеющая прямого отношения к перипетиям романа? (Глава «Встань-трава», повествующая о детстве и тяжёлой болезни Ильи, является своеобразным вставным эпизодом не имеющим прямого отношения к общему сюжету романа. Однако в идейном отношении она очень важна и не случайно посвящена в самый центр повествования: фигура маленького Ильки – это сам автор в детстве, он также создатель романа. Более того, трагедия больного ребёнка ассоциируется с драмой творящегося молодого мира, изначально в чём-то ущербного и требующего огромных физических, волевых и нравственных усилий для своего выживания. Ведь вся история революционной и постреволюционной России 20 века постоянно требовала от людей неимоверных усилий для осуществления того, что в нормальных условиях можно было бы сделать с наименьшими затратами).
  1. Краткий анализ 1 главы романа.

Комментированное чтение отдельных фрагментов.

  • Весьма показательна 1 глава романа. В ней завязка и ключ к пониманию всего дальнейшего повествования. Докажите это. (И. Истомин не скрывает того, что не так уж плохо жилось людям в Мужах до революции: «На всех хватало рыбы в Оби, зверя и птицы в тайге. Летом приходили пароходы, купцы забирали рыбу, пушнину, в обмен давали снасть, порох-дробь, ружья, соль, муку, картошку, лук, особенно любимый женщинами, - в чай его кладут, как ягоды. Водку – само собой. Жили. Сыты через край не были, но и голодом не сидели. На сторону не уходили…»).
  • В какой момент возникает идея ухода из родного посёлка? (Идея об уходе появилась после революции, когда относительно налаженный быт был разрушен напрочь: «Припасы на исходе. Купцов ждать не приходится, новые начальники, вроде Куш-Юра, пускать их не стали. Обманщики, мол, людей обирают. Так-то оно так, да кабы мир в лавке, «Копративе» энтом, хоть бы мышь ночевала. А то харчей нет, винки и подавно… Дети мрут, женщины мрут, мужики мрут, словно рыба в тухлой воде…» В этих простых, но очень точных словах рыбаков из Мужей слышится здравый смысл, чувствуются шолоховские интонации).
  1. Работа над образами главных героев.

Выступления учащихся. (Проверка домашней подготовки).

  1. Беседа с классом.

-Как относятся жители Мужей к идее переезда своих односельчан?
-Кому принадлежат наиболее здравые суждения?
-В чём суть проблем, справедливо прогнозируемых мужиками?
-Какую точку зрения по поводу организации Пармы имеет местный философ, сельский грамотей Петул-Вась?
-Когда обозначились первые проблемы и конфликты?
-Как ведут себя организаторы пармы?

Не только женщины, но и мужчины в первые дни показывают себя не лучшим образом. И. Истомин описывает эпизод, в котором человеческая натура проявляется весьма неприглядно. (Анализ эпизода поедания яиц).

Дополнения учителя.

-Социальный эксперимент, описанный в романе И. Истомина, достаточно хорошо иллюстрирует несовпадение реальных жизненных обстоятельств, характеров и страстей живых людей с идеальными утопическими требованиями. Как представляется, мудрый писатель хотел подчеркнуть глубинную философскую и нравственную мысль, которая и до сих пор не вполне вписалась в сознание наших современников: у каждого человека — своя правда, свое представление о добре и справедливости. И. Истомин таким образом опровергает один из основополагающих принципов утопии —тезис о единомыслии.

Эфемерным оказывается и еще один важный постулат утопии — о возможности выживания в полной изоляции. Хорошие уловы рыбы требуют сохранности, а для этого необходима соль. Пармщики вынуждены на кабальных условиях взять соли в долг у купца-ханты. При достаточно иронично-критическом описании конкретного живодера-накопителя, автор помещает в свое повествование подлинный гимн купцу, торговле, предпринимательству, как бы предвидя грядущие перемены в стране (напомним, что роман писался в 60-е годы): «Купцы обратно заведутся. Как без купца? Как тайга без зверя? Как Обь без рыбы? Как ханты без чума? Как мужик без бабы? Нельзя без купца...».
Не выдерживает испытания практикой и тезис о нравственном возрождении человека в непосредственном контакте с природой и о благодатной роли физического труда. Тяжело работающие рыбаки отдыхали в страдную летнюю пору только дважды — в Петров день и в Ильин день. Не выпить в эти дни считалось грехом. И вынуждены пармщики опять идти на поклон к хитрому старшине-ханты, который за две бутылки спирта забирает почти весь результат тяжелого рыболовецкого труда. День веселья кончается горьким похмельем. Истязает спьяну своего коня в общем-то добродушный Гажа-Эль, уединяется в сарае с женой мертвецки спящего Сеньки Мишка.

  1. Запись в тетради.

Опровержение Истоминым основополагающих принципов утопии.

  • Тезис о единомыслии.
  • Постулат о возможности выживания в полной изоляции.
  • Тезис о нравственном возрождении человека в непосредственном контакте с природой и о благодатной роли физического труда.

Замечания учителя.

-Но сам автор далёк от пессимистического взгляда на мир и окружающую его действительность. Наступает весна, поправляется Сандра, подрастают дети, приходит весть о новых, более человечных законах, принятых в Москве.

Особое место в романе И.Истомина занимает глава «Встань-трава», в которой повествуется о трагической судьбе сына Варов-Гриша - маленького Ильки, разбитого полиемиелитом. Писатель рассказывает грустную историю своего детства, однако и она вписывается в широкий контекст утопического сознания.

  1. Краткий анализ главы «Встань-трава».
  2. Подведение итогов урока.

-Думается что главный урок, который мы должны извлечь из жизни и романа И.Истомина, заключается в том, что необходимо перестать уповать на богов и кумиров, отказаться от веры и от всех и всяческих утопий и усилиями каждого из нас построить добротный дом российского бытия. И тогда сбудутся пожелания, высказанные Е.Евтушенко в стихотворении, которое так необычно и метко характеризует наши драмы 20 века.

На фоне просмотра видеозаписи с демонстрацией жизни, быта и культуры малых народов Крайнего Севера звучит стихотворение «Карликовые берёзы» Е.Евтушенко (1966).

Мы – карликовые берёзы.
Мы крепко сидим, как занозы
У вас под ногтями, морозы.
И вечнозелёное ханство
Идёт на различные хамства,
Чтоб нас попригнуть ещё ниже…
Вам странно, каштаны в Париже?
Вам больно, надменные пальмы,
Как вроде бы низко мы пали?
Вам грустно, блюстители моды,
Какие мы все квазимоды?
В тепле вам приятна, однако,
Гражданская наша отвага,
И шлёте вы, скорбно и важно,
Поддержку моральную вашу.
Вы мыслите, наши коллеги,
Что мы не деревья – калеки,
Но зелень – пускай некрасива –
Среди мерзлоты прогрессивна.
Спасибочко. Как-нибудь сами
Мы выстоим под небесами,
Когда нас корёжит по-зверски
Без вашей моральной поддержки.
Конечно, вы нас повольнее.
Зато мы корнями сильнее.
Конечно, же мы не в Париже,
Но в тундре нас ценят повыше.
Мы – карликовые берёзы.
Мы хитро придумали позы.
Но всё это – только притворство.
Прижатость – вид непокорства.
Мы верим, сгибаясь увечно,
Что вечномерзлотность – не вечна,
Что эту паскудину стронет,
И вырвем мы право на стройность.
Но если изменится климат,
То вдруг наши корни не примут
Иных очертаний – свободных?
Ведь мы же привыкли – в уродах.
И это нас мучит и мучит,
А холод нас крючит и крючит,
Но крепко сидит, - как занозы,
Мы – карликовые берёзы!

Список используемой литературы:

  1. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX века. Сборник литературно-критических статей. Учебное пособие для учителя старших классов. - САЛЕХАРД, ЯНОИПКРО, 2001.
  2. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Пособие для учителя литературы старших классов. – СПб, Просвещение, 2002.
  3. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале: учебное пособие для старших классов. – СПб, Просвещение, 2004.
  4. Материалы диссертации доктора филологических наук Цымбалистенко Н.В. Литературно-художественное осмысление исторических судеб коренных народов северо-запада Сибири на материале ненецкой и хантыйской литератур.
  5. Цымбалистенко Н.В. Север есть Север… Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении.: СПб, Просвещение,2003.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21