Преподавание русского языка Использование цвета и элементов эйдетики на уроке русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.06.15 Просмотров: 5 Андреева Анжелика Анатольевна, учитель русского языка Тема урока: “Правописание и употребление в речи неопределенных местоимений” Цели урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование урока: - Оборудование доски и класса : фиолетовый цвет преобладает в иллюстрировании (тучи, звезды, сады, полные фруктов и ягод фиолетового цвета).На экране проектора пейзаж южной ночи. -Знаки- символы -Эпиграф к уроку: И прохладой ожидаемой Е. Прокофьева. Ход урока:
Приветствие, погружение в ситуацию. Ребята, мы продолжаем изучение темы “Местоимение”, путешествуя по цветным планетам. Сегодня мы остались на фиолетовой планете, чтобы продолжить эксперимент по употреблению и правописанию неопределенных местоимений. К уроку я предлагаю эпиграф. Выразительное чтение эпиграфа, работа с ним. Учитель: - Ребята, где-то не близко и не далеко, в некотором царстве- государстве, на неизведанной планете жили- были неопределенные местоимения. А что это за планета, скажите о ней несколько слов. (Дети рассказывают о планете, строят монологи на грамматическую тему.) Учитель: - Я продолжу ваш рассказ. И если мы отправимся в фиолетовую даль, то в жарком мареве планеты сможем увидеть необычайный пейзаж, но мы вскоре поймем, что это обман-мираж. 2 . Словарная работа. Для словарной работы я предлагаю поработать со словом МИРАЖ (дети определяют цвет слова - он фиолетовый, необъяснимый, непонятный, тайный.). Работаем со словом: правильное произношение, фонетическое произношение, ставим ударение, выделяем все орфограммы, объясняем их. Учитель: -Для лучшего запоминания этого слова и для закрепления лексико-орфографической работы послушайте опорное предложение к этому слову. МИРАЖ - Обманчивый ПЕЙЗАЖ-Запишите это предложение. Учитель: - Ребята, как вы думаете, есть ли на самом деле какая- то связь между словами: мираж, фиолетовый, неопределенные? Учащиеся определяют связь между этими словами, исходя из определения неопределенных местоимений, учитывая семантику цветообозначения. Учитель: - Ещё раз обратимся к последней строчке эпиграфа …Фиолетовый, сиреневый, тихий, южный, летний вечер. Вечер, на небе появляются звезды, обратите на них внимание. Одни представляют собой вопросительные местоимения, а другие части слова (приставки, суффиксы). Составьте прогноз, какие звезды соединятся в созвездия. Запишите названия созвездий. Чтобы верно записать вспомним правило: КОЕ, ТО, ЛИБО, НИБУДЬ - черточку не забудь. Учитель: -Это не простые звездочки получились, а созвездия-местоимения. Подумайте, а нужны ли эти звезды кому-нибудь, такие сухие академические слова? Дети отмечают необходимость в речи неопределенных местоимений. Учитель: -Да, хоть мы и редко, на первый взгляд, используем в речи неопределенные местоимения, они составляют богатый пласт русского языка. Проведем наблюдение над употреблением в речи неопределенных местоимений, а результатом нашего исследования должна стать лингвистическая таблица. Мы отправляемся дальше, но стоит помнить, местность неизведанная, тайная, полна обманчивых пейзажей. Если где-то нет кого-то, значит, кто-то где-то есть. В ком мы нуждаемся? (Ответ: в проводнике) Используя неопределенные местоимения дайте ЛЗ – толкование этого слова. Коллективно ученики объясняют значение этого слова. Проводник - тот, кто помогает пройти кому-нибудь куда-либо, мимо чего-нибудь, через что-нибудь. Сверяем наше толкование со словарем, у нас получилось хорошо. То, что мы создали - это часть словарной статьи. Записываем в тетрадь шуточный пример. Проводник помог нескольким космонавтам провести каникулы на фиолетовой планете. Объясняем изучаемые орфограммы. Учитель: - Имея проводника, идем дальше по фиолетовой планете. На параллельной доске – сад, висят гроздья слив, виноград. Записаны предложения, читают дети. Фиолетовыми гроздьями виноград в листве таится.Аромат душистых слив разливается кругом.- Предлагаю попробовать ягоды на вкус, но будьте осторожны, в них - сюрприз. (Дети срывают ягоды, на них записаны местоимения)Задание: Используя названные местоимения, составьте синтаксическую конструкцию любой формы. Удачные примеры записываем, можно самостоятельно продолжить сбор слив, но не отстать от нашей команды. У ребят получились описания некоторого лица, но чей это портрет, мы не узнаем. Почему? (Ответы, объяснения ребят ). На экране появляются слова
Используя эти слова, смоделируйте предложение, слова даны в начальной форме. Прочитайте, что получилось.( много вариантов) В итоге рождается строка поэтического текста. Учитель: - Открытие, вы приобщились к поэтическому труду, эта строчка из стихотворения Р.Рождественского. Цветы на столе у меня Поставлены чьей-то рукой… Вы довольны результатом? Да, это радость, необыкновенное счастье уметь писать стихи, сочинять что-то необычное. Дети, а как вы понимаете слово СЧАСТЬЕ? Для чего оно человеку? Ответы учащихся. Учитель: - У меня есть замечательный афоризм: Счастье ищет человек, чтобы с кем-нибудь поделиться. ( Комментарии учеников и учителя). - Сделаем небольшой привал, вспомним с каким разрядом местоимений мы встретились на этой необычной планете? Где, в каких текстах, они жили, по какому случаю употреблялись нами? Ребята отвечают, называют фольклорные жанры, стихотворения, словарная статья, афоризмы. Учитель: - Вы абсолютно правы, вы все подметили, ничего на уроке не пропустили, но много интересного вам еще предстоит узнать в ваших дальнейших путешествиях. На экране – текст. Читает учитель. Ручеек в лесу Прозрачный и ужасно ворчливый. Кем он собирался быть, он не говорил. Может быть, каким-нибудь чудным водопадом, но где-то так далеко, куда мы с вами не могли дойти. - Что это? (Текст) Да, это прозаическое произведение, в котором прозвучали наши знакомые местоимения. Какие? (неопределенные) Проза-это еще одно из мест проживания неопределенных местоимений. На экране появляется лингвистическая таблица, которая ребятам теперь понятна, потому что они ее сами уже озвучили. Учитель вместе с ребятами анализирует получившуюся таблицу, приводят примеры. Учитель, завершая урок: - Опускается темная туча (на доске движение иллюстраций-декораций) и нам пора на корабль. Знакомство с этой таинственной планетой закончено, но я думаю, что теперь она не является для вас загадкой, как не является тайной употребление и правописание неопределенных местоимений. Подводятся итоги урока, дается на дом творческое задание, выставляются оценки, они все положительные, но главное даже не это, а удовлетворение от урока, горящие глаза детей, атмосфера праздника, успехи ребят. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |