Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1075 Фирсова Наталья Михайловна, учитель литературы Цели:
Оборудование: ксерокопии текста, словари иностранных слов. I. Постановка цели урока. На доске записана тема урока. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего занятия.
Сравните ваши высказывания со словарной статьей в “Словаре иностранных слов”. (Комплексный – представляющий собой комплекс чего-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов. Комплекс – совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое). Итак, мы будем учиться анализировать текст по совокупности признаков, которые его характеризуют. В результате мы сможем лучше разобраться в правилах построения текста, нам будет легче создавать свои тексты-сочинения, изложения. В ходе урока предлагаю делать следящий конспект, который поможет потом выполнить подобную работу самостоятельно. II. Работа по теме. - Вспомним, что такое текст. (Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически). - Какие признаки текста нам известны? (Наличие или возможность заглавия, тема, основная мысль, три части (начало, основная часть, концовка), смысловая и структурная связность, композиционная завершенность, стилистическое единство). - По этим признакам мы и будем характеризовать текст. 2. - Его автор – Аркадий Петрович Гайдар. Что вам известно о нем? (- Это детский писатель. – Я читал произведение “Тимур и его команда”. - Помним “Чук и Гек”, “Горячий камень”). - Наш отрывок из рассказа “Голубая чашка”. 3. – Слушаем текст и готовимся к его анализу. Чтение отрывка.
4. – Можно ли озаглавить этот отрывок? (Да. - Кружение по болоту. - На болоте. - Переправа). - Кто может задать вопрос по следующему признаку текста? (Какова тема?) - Верно. В каком из предложенных заглавий отображена тема? (Во всех.) - А какие заголовки более точны? (1, 3). - Передайте любое из заглавий так, чтобы в нем была отражена и основная мысль. (Трудная переправа). - Тема и основная мысль отрывка раскрывается постепенно. Попробуем разделить текст на три части. Прочитайте начало. (Первое предложение или “Мы кружили.”) - Выделите концовку. (А вот он и сухой берег.) - Верно. Все остальное – основная часть. Части миниатюры связаны по смыслу. Как это можно доказать? (Все они раскрывают одну общую тему и основную мысль). (Есть лексика на одну тему: болоту, хлюпким, грязь, в воде, плюхнулся, лужа, сухой; кружили, поворачивали, перебирались). - В тексте имеется грамматическая связь. Как связаны между собой предложения? (Способ связи смешанный: имеется и цепная, и параллельная связь). - Перечислите средства связи. (В четвертом предложении повторяется слово из третьего – осина. Пятое предложение с шестым связывает существительное “в грязь”, наречие “туда”. В следующих предложениях повторяется частица “вот”, “вот и”). - Обратите внимание на слова “по болоту” (в первом предложении) и “сухой берег” в последнем. Что о них можно сказать? (Они противоположны друг другу). - Правильное наблюдение. Последнее предложение напоминает нам о начале отрывка, и текст получает композиционную завершенность. - Каков тип речи? (Повествование: говорится о последовательных действиях). - Определим стиль отрывка. (Художественный). - Попробуем это доказать. (Текст взят из рассказа, он для тех, кто заинтересуется произведением). (Гайдар рисует словами картину, изображает событие, передает состояние героев). (Мы можем представить храбрых героев рассказа, с трудом выбирающихся из болота. Они не растерялись, придумали, как добраться до берега). - Соответствует ли речевое оформление текста его задаче – нарисовать словами картину? За счет чего создается изобразительность речи? (Метафор нет. Сравнений не видно. Эпитеты тоже не нашли.) - Верно, в тексте нет слов в переносном значении. Известные вам тропы автором не используются. Гайдар применяет прием, который называется “образная речевая конкретизация”. Что значит “конкретно”? (Точно.) - Слово конкретизирует понятие, переводит его в образ. Птицы и грачи. Какое слово конкретнее? (Грачи). - Зерно и овес? (Овес). - Рассмотрим первое предложение текста. Какое слово в нем конкретизируется? (Кружили). - Как уточняется действие “кружили”? (Поворачивали, перебирались, прыгали). - А как конкретизируется действие “поворачивали”? (С помощью обстоятельств места “направо”, “налево”). - Да , при глаголах употреблены обстоятельства. - Какие слова еще помогают создать картину (образ)? (Хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень). - Попробуем сделать вывод. Как создается образность? (Образность создается не только с помощью тропов, но и простыми средствами: прямыми значениями слов, конкретной лексикой). - С помощью приема образной речевой конкретизации. - Понаблюдаем за эмоционально-экспрессивной стороной речи. Вспомнить это понятие поможет “Словарь иностранных слов”. (Эмоция …душевное волнение). (Экспрессия… выразительность, сила проявления чувств, переживаний.) - Назовите экспрессивную лексику. (Плюхнулся, полетело в грязь бревно). - Обратите внимание на экспрессивный синтаксис. (Раз – и по пояс в воду). - Это сложносочиненное предложение с союзом И. При этом действие не называется, а лишь обозначается с помощью простого предложения, выраженного числительным. Приведите еще пример такого предложения. (Два – захрустела сухая осина). - Как вы его понимаете? (Герои повалили осину – потому и захрустела). - Говорится о последовательных действиях, об их следствиях. О самом действии мы только догадываемся. Такое повествование обычно бывает лаконичным, броским, выразительным и используется только в таких стилях, которые допускают экспрессию. Назовите их. (Художественный, разговорный, публицистический). - Найдите экспрессивные предложения с частицей “вот”; “вот и”. Какое значение у этих частиц? (Ожидаемого результата). - В чем особенность данных предложений в тексте? (В них нет глаголов). - Подведем итог по признаку текста, над которым работали. (Стиль отрывка художественный). 5. - Прочитаем текс еще раз. 6. - Сделаем вывод по теме урока. (Отрывок из рассказа А. Гайдара – текст, т.к. обладает всеми необходимыми признаками. Это и возможность придумать заглавие, идейно-тематическое единство, делимость, связность (смысловая и структурная), композиционная завершенность, стилистическое единство). III. Домашнее задание на выбор.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |