Преподавание литературы "Этот мир очарований, этот мир из серебра". Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1547 Першагина Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы Задачи урока:
Оснащение урока:
Содержание урока: На экране – слайд презентации с темой урока. 1. Оргмомент и вводное слово учителя. Рождение стиха Максимилиан Волошин Бальмонту
Язык поэзии – особый язык. Им владеют настоящие Мастера – такими Мастерами были поэты серебряного века. Вы встречались с их произведениями на уроках литературы и, наверное убедились: чтобы понимать их язык тоже нужно мастерство. Мастерство читателя, владеющего приемами анализа лирического текста. Я убеждена, что за годы учебы вы овладели многими секретами этого мастерства. И предлагаю вам сегодня проверить себя – чтобы во всеоружии подойти к выпускным экзаменам, которые уже не за горами. Итак: цель нашей встречи – систематизировать имеющиеся у вас навыки анализа лирического стихотворения. А помогут нам в этом Великие Мастера – поэты серебряного века. Но прежде… 2. Повторение и обобщение знаний о культуре серебряного века (сопровождается слайдами презентации): 1. Характеристика модернистских течений; Задание 1. О каком модернистском течении идет речь:
Задание 2. Определите течение по его характеристике: 1: (символизм)
2: (акмеизм)
3: (футуризм)
Задание 3. Исправьте неточности в предложенных списках: Символисты: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Соловьев, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, М.Волошин, И.Бунин, А.Блок, А.Белый… Акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Ходасевич, М.Кузмин, Г.Иванов, С.Есенин… Футуристы: В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, И.Северянин, Б.Пастернак, И.Анненский, М.Цветаева… Ответ: Не принадлежали к этим течениям: И.Бунин, С.Есенин, Саша Черный, М.Волошин, М.Цветаева, В.Ходасевич… 2. Перекличка с другими видами искусства (на слайдах репродукции художников начала XX века, демонстрация сопровождается музыкальными фрагментами из произведений русских композиторов):
3. Поэтические индивидуальности серебряного века (особенности стиля): комментарий к пародиям из сборника “Парнас дыбом”
Анна Ахматова (тексты стихов и пародий см. в приложении) При работе опираются на предложенную учителем схему анализа стихотворения (см.в приложении) В каждом случае учащиеся отмечают наиболее яркие приметы стиля, проявляющиеся в ритмике и мелодике стиха, особенностях рифмовки, интонировании, использовании ключевых слов и образов, неологизмов и т.п. 4. Предварительные итоги: общность поэтов серебряного века
5. Анализ стихов: работа в группах с опорой на схему анализа и вопросы. 6. Отчет групп А.Блок “На железной дороге” 1. Охарактеризуйте общее настроение данного стихотворения. Какие интонации преобладают? Стихотворение А.Блока – трагично по своему общему настроению, в нем преобладают интонации тоски, горечи, разочарований. 2. Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения? В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни. 3. Как изображена погибшая девушка? Через какие детали раскрывается авторское отношение к ней (обратите внимание на структуру предложений)? Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини (“красивая и молодая”, “нежней румянец, круче локон”). Даже о погибшей говорится – “как живая”. Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения “она”. Отсутствие подлежащего создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему. 4. В каких образах предстает мир, окружающий героиню? С какой целью использована метонимия (“Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели”)? Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие этого мира подчеркнуто метонимией (“Вагоны шли привычной линией… Молчали желтые и синие”) и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль (“В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами…”). 5. Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине? Как проявляется трагическая парадоксальность этого мира? Отношение этого мира к героине передают эпитеты привычной, сонные, ровным, блеклыми, небрежною. Особенно выразителен эпитет пустынные (глаза), который, с одной стороны, контрастирует с “жадными взорами” героини, а с другой – несет в себе не только мотив пустоты (ср. с эпитетом пустынные), но и мотив безжизненности. Не случайно эти пустынные глаза не замечают героиню, не различают ее на фоне окружающего пейзажа, о чем свидетельствует ряд однородных членов: “Платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с нею рядом”. Таким образом, умершая девушка предстает перед нами как живая, а от мира живых людей веет холодом, мертвенностью. 6. Как чувствует себя в этом мире живая душа? Почему к слову “тоска” Блок подбирает эпитеты “дорожная, железная”? Единственное чувство, которое рождается у человека в этом мире, - всепоглощающая душу тоска, которую Блок называет “дорожною, железною”. Слова, которые в названии стихотворения обозначают лишь место действия, приобретают характер символов, создают ощущение тоски бесконечной и холодной. 7. С какой целью в стихотворении дважды повторено слово “скользнул” в 6-й строфе? Учтите, что по “закону золотого сечения” именно эти строки являются ключевыми. 8. Почему юность героини названа “бесполезной”? Живое чувство в этом мире – или маска, или случайность, что подчеркнуто дважды повторенным в изображении гусара глаголом скользнул. Поэтому ожидание любви, надежда на воплощение идеала оказываются здесь лишь “пустыми мечтами”, а юность, проведенная в них, “бесполезной”. 9. Какой смысл приобретает слово “больно” в последней строке? Какие художественные средства расширяют его смысл. Сюжет этого стихотворения перекликается с произведениями русских классиков. На его связь с “Воскресением” Л.Н.Толстого указывал сам Блок. Интересны также переклички с некрасовской “Тройкой”. Однако в отличие от Некрасова Блок избегает социальной конкретики. Он не указывает реальной причины гибели героини. Более того, в последней строке он употребляет по отношению к мертвой девушке слово больно, тем самым как бы смещая акцент с физической гибели человека на гибель его души в бесчеловечном мире и одновременно выражая собственную боль. 10. Почему это стихотворение Блок включил в цикл “Родина”? Как оно связано с другими стихами цикла (например, со стихотворением “Россия”)? Многими мотивами и образами стихотворение связано с циклом “Родина”, например со стихотворением “Россия” (“в цветном платке” - “плат узорный до бровей”; “тоска дорожная, железная” - “тоска острожная” и т.п.), что позволяет рассматривать данное стихотворение не только как рассказ о человеческой судьбе, но и как горькие размышления поэта о трагическом пути России. А.Ахматова “Песня последней встречи” 1. Охарактеризуйте общее впечатление, которое производит стихотворение Ахматовой. Что ему свойственно – усложненность, вычурность формы или простота и внешняя непритязательность? Как и большинство стихотворений Ахматовой, “Песня последней встречи” привлекает своей естественностью, простотой формы и глубиной содержания. 2. Какие интонации преобладают в стихотворении? В нем преобладают интонации печали, тоски, одиночества, грусти, растерянности… Но нет того надрыва и трагизма, как в стихотворении А.Блока “На железной дороге”. 3. Какое переживание лежит в основе стихотворения? Обратите внимание на название и на то, что в стихотворении нигде прямо чувство героини не называется. Название стихотворения иносказательно раскрывает нам ситуацию прощания, расставания, потери. Героиня пребывает в смятении, но Ахматова избегает называть само чувство, передавая его во внешнем проявлении, в своеобразии ассоциаций, которые появляются у героини. Так воплощается связь Ахматовой с традициями “высокого модернизма”, к которому принадлежит и акмеизм: для постсимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, - и прежде всего это касается слов, передающих психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов - “любовь”, “ненависть”, “волнение”, “смятение” и т.п. - при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенных средств передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний. 4. Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках, ее восприятии окружающего мира? Найдите в стихотворении “говорящие детали”. Почему Ахматова так “скупа” в использовании изобразительно-выразительных средств? Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется очень емким и лаконичным приемом говорящей детали, которая, западая в память участников кульминации личной драмы, становится “знаком беды”. Такие “знаки беды” Ахматова находит в обыденном мире, что дает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность чувствам и размышлениям героини. В данном стихотворении это такие детали, как перчатка, надетая не на ту руку, три ступени, шепот осенний, темный дом, желтые свечи в спальне. Своеобразная “скупость” Ахматовой, прозаизация лирики – еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов, чего акмеисты старательно избегали в своем творчестве. 5. Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке? В стихотворении использован излюбленный ахматовский размер – дольник, что становится ясно только с 4-й строчки. Этот размер имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически, но кроме того создает эффект запинки, выдающей душевное смятение героини. 6. Объясните смысл эпитета “горели свечи равнодушно-желтым огнем”. Данный пример прекрасно иллюстрирует, как в восприятии героиней внешнего мира проявляется ее внутренне состояние: свечи наделяются свойствами человека, они равнодушны к ее горю. Темный дом и образ свечей, горящих в спальне, ассоциативно связывает любовную тему с мотивом смерти. Ведь именно смерть души переживает человек всякий раз, когда теряет свою любовь… 7. В чем типичность данного стихотворения для любовной лирики А.Ахматовой? Тема расставания, прощания с любовью; сдержанные интонации; говорящие детали; стихотворный размер – все это делает стихотворение типичным для любовной лирики Ахматовой. 8. Итоги работы. Отметки выставляются с учетом мнения экспертов, которые с начала урока контролировали активность учащихся. 9. Домашнее задание (по выбору учащихся) Оформить в виде сочинения анализ стихотворений А.Блока “На железной дороге” или А.Ахматовой “Песня последней встречи”. Самостоятельно проанализировать стихи В.Маяковского “Скрипка и немножко нервно” или С.Есенина “Мы теперь уходим понемногу”. Оформить работу в виде сочинения. 10. Заключение. Марина Цветаева
Я очень надеюсь, что наша встреча помогла вам убедиться в том, что вы владеете секретами читательского мастерства и умеете общаться с поэтами на их сложном, но прекрасном языке… Спасибо за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |