Преподавание литературы Урок литературы "Путешествие в Страну восходящего солнца" (японские трехстишия)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.06.02 Просмотров: 9 Бойкова Марина Егоровна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (3,63 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: 1. Образовательные:
2. Развивающие. 3. Воспитательные: Оборудование: Компьютер, медиапроектор, японская инструментальная музыка, репродукции с гравюр Хокусая, выставка книг, тексты японских трехстиший, разрезные карточки для игры "Карута", ветка сакуры, веер, японский национальный костюм, нарисованная ветка сакуры без цветов и цветы из розовой бумаги на двустороннем скотче. 1. Организационный этап. 2. Подготовка к активному усвоению новых знаний. Слайд № 2. Звучит японская мелодия. Входит учитель в японском национальном костюме. 1) Вступительное слово учителя. - Друзья! Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Из всех необычных стран эта, пожалуй, самая необычная. Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят сырой. Здесь никогда не отмечают свой день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо. - Как вы думаете, что же это за страна? - Да, это Япония. Наш урок поможет вам больше узнать о Японии и жителях этой страны: познакомиться с историей и географией страны, основными видами японского искусства, с японской поэзией. - Сначала давайте посмотрим, что вы знаете о Японии, какие ассоциации вызывает у вас название этой страны. (ответы детей) - Итак, добро пожаловать в Японию. Слайд № 3. 2) Чтение стихотворения Р.Рождественского "Иероглифы".
3. Изучение нового материала. 1). Слово учителя (музыкальный фон). "Путь гор" - таково одно из толкований древнего имени этой страны - Ямато. Действительно, Япония - это, прежде всего, страна гор. Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца. Сами жители записывают имя родины двумя иероглифами. Один из них означает "солнце", другой - "корень, основа". Именно здесь рождается новый день. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь. 2). Выступления учащихся. Выступление 1 "Немного географии". Слайд № 4. Слайд № 5. На карте Японию найти легко. Она похожа на плывущего по морю изогнувшегося дракона. Голова - самый северный и близкий к России остров Хоккайдо. Туловище дракона - самый большой остров Хонсю. Лапы и хвост - острова поменьше: Кюсю и Сикоку. Всего Японский архипелаг включает более чем 6800 островов. Слайды № 6-8. С 794 года столицей Японии был город Киото. Он расположен на острове Хонсю, его считают музеем древности. Но еще старше город Нара, где сохранились дворцы, храмы, дома и даже деревья гинкго, которые росли на земле 40 миллионов лет назад. Другое старинное название этого города - Эдо. Теперь в нем проживает 28 миллионов человек, это один из самых больших городов мира. Он является столицей Японии, и вы все знаете его современное название. Это Токио. Слайд № 9-12. Лишь одна шестая часть земли досталась ее жителям, все остальное - горы, покрытые лесами. Самая высокая и красивая гора - Фудзияма, или Фудзи (3776 м). Фудзи - символ Японии, святое место. Взойти на эту гору считает для себя важным каждый японец. В Японии очень часты землетрясения, во время которых в океане возникают волны, получившие у японцев название цунами; лето и осень - пора тайфунов (ураганы, сопровождающиеся проливными дождями). Выступление 2 "Маленькая экскурсия в прошлое". Слайд № 13. Слайды № 14-16. В 7-8 веках здесь появилось военное сословие самураи. Люди, принадлежащие к этому сословию, бесстрашно бросались на врагов и с улыбкой встречали смерть. В 17 веке они изучали китайскую философию, а в 19 веке возглавили торговые и промышленные предприятия. Сегодняшние представители самураев по-прежнему соблюдают старинный кодекс бусидо: быть хладнокровным и никогда не давать клятвы. Они никогда не дают клятвы, потому что само по себе слово самурая тверже камня. До середины 50-х годов 19 века Япония не поддерживала почти никаких контактов с внешним миром. Ее военные правители - сёгуны - боялись иностранного влияния и более чем на 200 лет "закрыли" страну. Они запретили своим подданным путешествовать. Иностранцы также не допускались в Японию. Стране были обеспечены мир и безопасность, но только за счет полной изоляции. Слайд № 17. Во время второй мировой войны Япония была полностью разрушена. 6 августа 1945 года на город Хиросиму американским летчиком была сброшена атомная бомба. 9 августа вторая атомная бомба была сброшена на город Нагасаки. Сотни тысяч людей погибли, а еще больше были облучены и погибли заживо. В августе над Японией разносятся звуки колокола, который напоминает людям об этой страшной трагедии. Слайд № 18. После войны в конституции Японии было записано: "Японский народ навечно отказывается от войны как средства разрешения международных споров. Никогда не будет создавать сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил". Сегодня Япония - капиталистическая страна, империя, во главе которой стоит император. Правит страной правительство, во главе которого стоит премьер-министр. Выступление 3 "Праздники и символы". Слайд № 19. У японцев существует культ красоты. Когда-то предки современных жителей Японии верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Именно поэтому многие праздники и символы Японии связаны с природой. Слайды № 20-21. Символом японского императорского дома являются большие хризантемы огику. Им посвящен осенний Праздник Хризантемы. Этот цветок изображен на гербе страны, на монетах и ордене Хризантемы - высшей награды Японии. Слайд № 22. Символом японца является бамбук. Склонившийся под тяжестью снега бамбук символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям. Слайды № 23-24. С конца марта японцы с нетерпением ждут, когда зацветет японская вишня - сакура. Японцы любуются сакурой уже много веков, собираясь в ее пышных бело-розовых цветах. Эта традиция называется ханами. Цветение сакуры в Японии считается символом обновления, потому что лепестки не знают увядания: свежими они опадают на землю. Слайды № 25-26. Осенью проходят также праздник любования луной - цукими и праздник любования кленовыми листьями - момидзигари. Удивительно встречают японцы свой Новый год. Они ждут, когда пробьют 108 ударов колокола. Согласно учению Будды человек имеет 108 пороков, каждый удар - очищение от них. А после 108-го удара они : ложатся спать. Слайды № 27-29. На новогодний праздник дарят ярко-красных кукол Дарума. Кукла Дарума похожа на нашу неваляшку: у нее отсутствуют руки и ноги, а также у нее пустые глазницы. Она становится "ангелом-хранителем" приютивших ее людей. В ее пустой глазнице прорисовывается краской один зрачок. При этом загадывается желание. В награду за "прозрение" Дарума пытается выполнить просьбу, зная, что в случае удачи ей "откроют" и второй глаз, а если пожелание не сбудется, то спустя год она будет брошена в новогодний костер. Выступление 4 "В мире искусства". Слайд № 30. Слайд № 31. Широко известно японское искусство гравюры на дереве - укиё-э. Японское слово "укиё-э" звучит очень загадочно. В переводе это означает "проплывающий мимо" или "картинки плывущего мира". Техника его довольно проста: мастер вырезал заинтересовавший его сюжет на деревянной доске, с которой потом делал многоцветный оттиск на бумаге. Слайды № 32. Одним из лучших образцов укиё-э стала серия гравюр художника Хокусая. Он написал два цикла картин, посвященных горе Фудзи: ""36 видов горы Фудзи" и "100 видов Фудзисан". Слайды № 33-35. В Японии распространены также икэбана - традиционное искусство составления букетов (слайд № 36), бонсай - выращивание карликовых деревьев (слайд № 37), бонсэки - разведение мини-садов, оригами - мастерство складывания фигурок из бумаги (слайд № 38). 3). Знакомство с японской поэзией. Слайд № 39. - Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения. Одним из самых распространенных видов стихосложения являются японские хайку (хокку), появившиеся в 17 - 18 вв. Самыми известными авторами хокку являются Мацуо Басё и Кобаяси Исса. Давайте прочтем несколько трехстиший. (См. приложение 1) - В чем их отличие от привычных нам стихотворений? (Слайд № 40). 1. 3 строки (краткость). 2. Отсутствие рифмы. 3. Число слогов в хокку - 17 ( 5 - 7 - 5 слогов). - Какая тема объединяет эти трехстишия? (тема природы) - Действительно, множество стихов обращено именно к природе. В японском языке существует выражение "цивилизация сосновой иглы". Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа. Поэтому множество стихов обращено именно к ней. Мастера японской поэзии были лаконичны. Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое! - Давайте еще раз посмотрим на эти трехстишия. Какие зрительные образы создают их авторы? - Авторы хокку часто создают в своих произведениях не только зрительные образы, но и звуковые. Какие звуки мы слышим, читая эти трехстишия? - По правилам поэтики классические хокку делятся на две композиционные и смысловые части; граница проходит в конце первой строки стихотворения. Первая часть хокку - это, как правило, статическая картина, обозначение самой ситуации происходящего и - шире - мира. Она же задает и настроение, и эмоциональное восприятие происходящего поэтом, наблюдающим. Вторая часть противопоставляется первой.
- Хокку изображают жизнь природы и человека в их слитном, нерасторжимом единстве. В них есть недосказанность, намек, недоговоренность. Давайте прочтем еще несколько хокку японских поэтов и подумаем над их образами. (См. приложение 2). Итак, в центре хокку один художественный образ, непременно адресованный к какому-то из четырех времен года, плюс определенное настроение, переданное через подтекст. Чем богаче подтекст, тем выше поэтическое мастерство автора хокку. 4). Игра "Карута". Слайд № 41. В японских семьях до сих пор используются аналоги европейского лото для того, чтобы учить стихи и иероглифы. На карточках пишутся стихи или иероглифы с переводом, затем карточки разрезаются и перемешиваются. Цель игры: собрать правильный вариант. Общее название этих карточных игр - карута. Давайте попробуем поиграть в эту игру. 5). Творческая работа. Слайд № 42. - Тише! Вы ничего не слышали? Слуги императора созывают всех во дворец на ежегодный турнир сочинителей хокку. Давайте примем в нем участие и попробуем написать хокку. Чтение работ, положительная оценка. 4. Подведение итогов урока. - Что нового узнали? Что вас удивило? Взволновало? - Наш урок заканчивается. Я благодарю вас за работу, думаю, что ваши творческие работы заслуживают наивысшей оценки. А закончить урок мне хотелось бы еще одним трехстишием Кобаяси Исса (слайд № 43):
Росинка - символ быстротечности существования. Да, наша жизнь действительно слишком быстро проходит. И все же: Она может, как росинка, переливаться всеми цветами радуги, сиять и сверкать под ласковыми лучами солнца. Наша жизнь - росинка, но она стоит того, чтобы жить! И последнее. Взгляните: Это ветка сакуры. Но на ней нет цветов. Цветы лежат у вас на столах. Если вы довольны сегодняшним уроком, если он оставил какой-то след в вашей душе, прикрепите цветы к этой ветке. Пусть произойдет чудо, и она расцветет на ваших глазах. Приложение 1. Японские трехстишия - хокку1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение 2. Японские трехстишия - хокку1.
2.
3.
4.
5.
6.
Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |