Преподавание литературы Урок: "А счастье было так возможно…" (по повести И.С. Тургенева "Ася" )Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2247 Сенякина Мира Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Материал к уроку:
Предварительная работа: работа со словарем – определение слова “счастье”, подбор синонимов и антонимов к этому слову. Ход урока I. Приложение 1 (Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года”: “Лето”.) - Мы продолжаем разговор по повести И.С.Тургенева “Ася”. Тема сегодняшнего урока: “А счастье было так возможно, так близко!..” Ребята, а как вы понимаете слово “счастье”? (Учащиеся дают свои понятия слову “счастье”) - А что нам говорит толковый словарь? (Работа учащихся со словарем “счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения” - толковый словарь С.И.Ожегова.) (Определение записывается на доске и в тетрадях.) - Подберите синонимы и антонимы к слову “счастье” (синонимы – радость, удача, … ; антонимы - огорчение, печаль, … ) II. - Ребята, наш урок сопровождает музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Лето” и “Осень”. - Итак, сегодня на уроке предстоит:
III. 1. - Мы уже знаем из повести, что за человек господин N, как познакомился с Гагиным, что привело господина N в этот городок, а знакомство с Асей украсило его пребывание в нем, но… какая-то тайна окружает эту девушку. Какая? 2. (Звучит монолог Аси, который читает заранее подготовленная ученица) - Моя матушка умерла, когда мне было 9 лет. Вся жизнь моя перевернулась. Меня забрали от тетки моей, скотницы, в городской дом. Но не прислугой. Вместо сарафана на меня надели розовое шелковое платье. Я до сих пор помню, какое оно было прохладное, гладкое блестящее… Мне было не по себе. Я не могла привыкнуть к этому. А когда у меня поцеловали ручку, я думала, что потеряю сознание… Теперь-то я знала, что барин – мой отец и что любил меня страстно. Он никогда ничего не запрещал мне, выполнял все мои желания, во всем потакал мне. Наверное. Считал себя виноватым. Скоро я поняла, что в доме я главное лицо, но мучило меня то, что приказывать должна была людям, с которыми прожила все свое детство, чьи сказки слушали, с кем вместе играла. Они-то знали, что моя мать была крепостная, а я – крестьянская дочь. Я … я целый мир хотела заставить забыть мое происхождение! Я стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда, я мучилась, не знала, что делать. Мне хотелось быть не хуже других барышень. Стала много читать, книг в батюшкиной библиотеке было очень много. Мне хотелось узнать как можно больше. Да … Но тут новое несчастье! Умер отец! Что будет со мной дальше? Как мне жить? У меня ведь есть старший брат. Как-то он меня воспримет? Я боялась его. Боялась его осуждения, боялась, что он не примет меня как родную, будет колоть меня крестьянским происхождением. Но опасения мои были напрасны. Он признал меня за сестру. Я была ему больше чем благодарна… Брат привез меня в Петербург и поместил в один из лучших пансионов. Там я прожила 4 года. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. С девушками не сдружилась. И была рада, что брат забрал меня из пансиона. В то время он вышел в отставку и мы поехали за границу. Останавливались в небольших живописных городках. Избегали шумных столиц и светских знакомств. Городок Ленц понравился своими заброшенными виноградниками, садами и полуразрушенными стенами феодального замка. Обычно мы не задерживаемся в таких маленьких городках. Но здесь было так красиво, необыкновенно, не хотелось уезжать от этих дивных закатов и чудесного Рейна, да и от того, с кем встретилась в этом городе … IV. 1. Беседа. - Ребята, что же необычного в Асиной жизни? (Она – дочь крестьянки и барина. В то время с такой родословной не принимали ни в светском обществе, ни в крестьяне. Она рано познала сиротство, потерю близких.) - А что говорит об Асе самый её близкий человек? (гл. 8. “Её нужно хорошенько узнать… у неё сердце доброе, но голова бедовая. С ней трудно ладить”.) - Ребята, а что обозначает имя Ася? Оправдывает ли оно себя? (Запись на доске и в тетрадях.) Ася – (от Анастасии) рожденная заново. - Что привлекло и что настораживало в Асе главного героя? - Почему он однажды воскликнул: “Что за хамелеон эта девушка!” В каком значении употребляет Тургенев слово “хамелеон”? (Ася сама непосредственность, честная, прямая и открытая, она мечтательна, но поступки её непредсказуемы.) - Посмотрим на неё, какая она в 9 главе. Чтение по ролям диалога Аси и господина N. (От слов “Пойти куда-нибудь …” до слов “…я еще не летал”). - Какой мотив появляется в главе 9? Как он помогает понять душевное состояние героев? Проследите развитие этого мотива на последующих страницах повести и ответьте на вопрос: зачем автор его вводит? (В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на N – постепенно. В жизни каждый человек, тем более девушка, хочет счастья.) - Какие мечты Аси характеризуют её? Почему странность в девушке, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе г-на N? (Она не такая как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить Асю такой, какая она есть.) - Восстановите историю взаимоотношений Аси и рассказчика. Подумайте, почему не сложились их отношения? Как автор отвечает на этот вопрос? (Работа с учебником гл. 14, гл. 15.) - Какие чувства испытывает герой после разрыва с Асей? (гл. 19.) Почему же только после разрыва герой убеждается в своей любви? (Тургенев, таки образом, наказывает его.) - За что? (За нерешительность и медлительность.) - В повести Гагин задает г-ну N недоуменный вопрос: “Почему она Вас полюбила?” А как вы думаете, за что полюбила Ася г-на N? (г-н N для Аси первый молодой человек из высшего общества, который обратил на неё внимание. До этого ничего подобного не было в жизни Аси.) - А как вы думаете, были бы счастливы Ася и г-н N, останься они вместе? (Мнение учеников может разделиться, что приведет к диспуту по этому вопросу.) 2. Составление сопоставительной характеристики и запись на доске и в тетрадях:
V. Выводы. ( Звучит музыка П.И.Чайковского “Осень” из цикла “Времена года”)
- Так о чем же эта повесть? (О первой любви.) - Какая она – первая любовь? (Лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно). - Так счастлива ли героиня повести? (Да, счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.) - А счастлив ли герой? (Да, но поздно это понял.) - А какова же основная мысль повести И.С.Тургенева “Ася”? (Счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего) - Найдите этому подтверждение в тексте. (Гл. 20. “Завтра я буду счастлив… мгновенье”) 1. - Итак, в повести “Ася” Тургенев противопоставляет друг другу простую милую непосредственную девушку Асю, которой присуща огромная сила чувств и бесхарактерного интеллигента – мечтателя, который в решительную минуту не находит для девушки слов любви, отталкивает её своей холодностью и не может потом себе этого простить. Счастье прошло мимо и возвратить его невозможно (Гл. 22. ). 2. “Мысли вслух”. Ваша строчка в заключении (мини-выводы) (возможные варианты:
и др.) VI. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем: “Чем привлекает меня тургеневская девушка” или “Злободневное и вечное в повести И.С.Тургенева “Ася”. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |