Преподавание русского языка Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.19 Просмотров: 4 Торопова Татьяна Фёдоровна, учитель биологии; Ясинская Марина Георгиевна, учитель русского языка и литературы Цель: интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика. Задачи.. Образовательные: биология:
русский язык:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Индуктор. Первый – учитель биологии. Перед вами пижемская ложка – образец народного декоративно – прикладного творчества. Второй – учитель русского языка. Что мы можем рассказать об этом предмете языком разных наук?
(Зачитывается отрывок из стихотворения О. Чупрова) Второй.
- Вот как о ложке сказал наш земляк Олег Чупров: Первый. На этом примере мы убедились, как тесно соприкасаются разные науки. Можно соединить несоединимое. Второй. Сегодня мы попытаемся интегрировать русский язык и биологию. Что такое интеграция? (Зачитывается словарная справка) Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом их дифференциации. Первый. Тема сегодняшнего урока: “Человек: генотип плюс биография” (использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту). Второй. На сегодняшнем уроке нам необходимо: по русскому языку: повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, что будет вашим домашним заданием. Первый. По биологии: закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика. Второй. Вы пришли на ЕГЭ. - Какое первое умение вы должны соблюдать при выполнении заданий. 1) Внимательно читать (открывается первое правило, закрепленное на доске). - Звучит текст. (Приложение № 1). - Какой второй момент вам необходимо учесть при написании сочинения? 2) Определяем стиль. (Открывается второе правило, закрепленное на доске) - Стиль научно-публицистический. - Что позволило сделать вывод о научной публицистике? - В тексте есть научные термины, такие как наследственность, генотип, геном, признак, фамилии ученых – генетиков Феодосий Добжанский, И.И. Иванов. Первый. Давайте закрепим эти важные научные понятия, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках. Презентация. (Приложение № 2) Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определенного признака или свойства. Термин "Ген" впервые предложил В. Иогансен в 1909 для обозначения дискретных наследственных. факторов, открытых Г. Менделем в 1865. В 1910-1920 гг. американский ученый Томас Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности, согласно которой гены располагаются в хромосомах в линейном порядке, каждый ген занимает в хромосоме определенное место и влияет на формирование определенного признака. Дальнейшие исследования внесли существенные поправки и дополнения в хромосомную теорию наследственности и углубили знания о гене. Большинство генов влияет не на один признак организма, а на несколько, то есть обладает множественным действием. Признак – какое – либо качество организма, по которому его можно отличить от другого. Признак записан, и храниться на молекулах ДНК в виде первичной структуры белка. Геном - термин был предложен в 1920 немецким биологом Г. Винклером. Геном - совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма. Диплоидные организмы содержат 2 генома - отцовский и материнский. Как правило, геномы, полученные от отцовской и материнской гамет, гомологичны. Под абсолютной гомологией двух геномов понимают совпадение линейного расположения генов в каждой хромосоме. Наличие такого совпадения обеспечивает возможность нормальной конъюгации хромосом в мейозе и появление новых признаков у потомства. - Совокупность генов, которую организм получает от родителей - генотип. Генотип представляет собой сложную и целостную систему – генотипическую среду, в которой работа и реализация каждого гена зависят от влияния других генов. Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков). - Обратите внимание на слова: “Организм получает от родителей – генотип. Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков)”. - Заслуживают внимания слова Ф. Добжанского: “Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся его биография сделали его таким. Я употребил слово “биография”, а не “среда”, потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений накладываемых внешней средой”. Второй. Следующий шаг - важнейший аспект вашего сочинения. 3) Определить проблему. (Открывается третье правило, закрепленное на доске) - Что такое проблема? Проблема – противоречие, вопрос, на который автор отвечает данным текстом. Сформулируйте проблему в виде вопросительного предложения. - Что влияет на развитие способностей – наследственность или воспитание? Первый. Что такое наследственность? - Наследственность – это … (Зачитывается справка) Второй. Проблема сформулирована. Каков следующий шаг. 4. Комментарий к проблеме. (Открывается четвертое правило, закрепленное на доске) - Что такое комментарий? Запишите комментарий к поставленной проблеме. - На какие авторитетные мнения ссылается автор текста? - На ученого – генетика Феодосия Добжанского и директора медико-генетического центра И.И. Иванова. Первый. Кто такой Ф.Добжанский? Презентация. (Приложение № 2) Феодосий Григорьевич Доб(р)жанский (мать Софья Васильевна Войнарская внучатая племянница Ф.М.Достоевскому – внучка родной сестры писателя). Он очень гордился этим родством. Справка:
- На вопрос: “Что получится если появиться возможность анализировать индивидуальный геном человека подобно, например, анализу крови”? И.И.Иванов отвечает: “Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата”. Это интервью директора медико-генетического центра И.И. Иванова свидетельствует о развитии генной инженерии. Генная инженерия – это отрасль молекулярной биологии, которая изучает направленное изменение биологической информации клеток или организмов для получения живых существ с запрограммированным фенотипическим признаком. Методы генной инженерии позволяют диагностировать генетические заболевания, создавать ДНК-вакцины, проводить генотерапию различных заболеваний и сообщать организму новые уникальные
Используя методы генной инженерии, мы можем создать монстров, уродов и т.д. 1 - Не будут ли нас окружать подобные уродцы? Биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и к человеку. Регламентирует поведение людей по отношению друг к другу в условиях применения высоких технологий, способных изменить тело, психику или (особенно) потомство. - Это направление в науке чревато последствиями и поэтому строго регламентируется законом. Второй. Следующий критерий. 5. Авторская позиция. (Открывается пятое правило, закрепленное на доске) - Каково отношение автора к проблеме? - Как доказывает свое мнение автор? - Автор считает, что наследственному признаку надо помочь развиться. Это зависит от самого человека. История знает немало случаев, когда люди поднимались до высот мастерства ценой собственных усилий. Первый. Наследственность определяет задатки, а все остальное зависит от самого человека. - Автор приводит примеры из жизни Менделеева, Бунина, Ломоносова. - Где в кабинете находятся портреты этих известных людей? Покажите взгядом. (Физминутка №1) Второй. Эти люди сумели мобилизоваться, чтобы достичь высот мастерства, но не менее важной является способность расслабляться. - Давайте подмигнем соседу и улыбнемся. (Физминутка № 2) - Мы говорим о способностях. Какие человеческие способности принято выделять? - Назовите основные:
(Данные способности написаны на листочках и раскладываются на столы) Первый. А какими способностями обладаете вы? Пересядьте, пожалуйста, в группы по способностям. Второй. Перед вами елка. Расскажите о ней языком своих способностей. (Создают проект “Мои способности…”) Второй. Какое следующее правило вы должны соблюдать при написании сочинения. 6. Какова ваша позиция? (Открывается шестое правило, закрепленное на доске) - Что по этому поводу думают наши гости? Первый. Поднимите руку, кто согласен с мнением автора. Второй. Каким будет следующий шаг? 7. Аргументы. (Открывается седьмое правило, закрепленное на доске) - С этим вы будете работать дома. - Откуда взять доказательную базу? - Русское зарубежье - Питирим Сорокин; Ф. Добжанский; А. В. Журавский; А.М. Горький; Ф.М. Достоевский; герои художественных произведений (Базаров, герои Толстого и др.) Итог: мы подводим итог интегрированного урока. - Напишите, какие учебные понятия, термины по предметам, имена ученых остались после интегрированного урока. С чем вы покидаете урок? (На столе лежат бумажные елочные украшения (шишки) одна на группу) Первый и второй. Выставление оценок. Рефлексия: Второй. Завершим урок синквейном:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |