Преподавание литературы Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.19 Просмотров: 5 Садова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы Свидригайлов - «изверг или жертва?».Мы продолжаем работу над самым загадочным и таинственным образом романа Достоевского «Преступление и наказание» - Аркадием Ивановичем Свидригайловым. И на сегодняшнем уроке должны будем дать ответ на вопрос: кто же Свидригайлов - «изверг или жертва?». Обратите внимание: вторая часть формулировки темы взята в кавычки. В кавычки мы заключаем цитаты из текста. Вспомните, кто из героев, где, при каких обстоятельствах произносит эту фразу? Сам Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым (часть 4 глава 1) задает этот вопрос: «Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва?». Кто такой изверг? Давайте дадим толкование лексического значения этого слова через подбор синонимов. (В словаре Ожегова находим: «изверг - жестокий человек, мучитель».) Вспомните, что такое контекстуальные синонимы. Подберите контекстуальный синоним к слову «изверг». Изверг = преступник. То, что Свидригайлов - преступник, мы доказали на предыдущих уроках. Вспомним, сколько преступлений на счету Свидригайлова? Три.
Перечислите добрые поступки, которые совершил Аркадий Иванович Свидригайлов.
Парадоксальная вещь: один и тот же человек совершает самые бесчеловечные поступки и творит настоящее добро. Что только стоит первое преступление Свидригайлова. Ведь его жертвой стала 14-15-летняя девочка. Если он поднял руку на ребенка, и так уже ущербного от природы, значит, можно говорить о том, что это не человек, а безнравственный, аморальный тип. Раскольников прекрасно охарактеризовал Свидригайлова: «...развратный, низкий, сладострастный человек» (часть 6 глава 4). Вспоминаются слова Дуни, которые она произносила с содроганием: «...ужасный человек! Ужаснее я ничего и представить не могу» (часть 3 глава 3). И П. П. Лужин говорил: «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!» (часть 4 глава 2). Не случайно все герои сходятся в своем мнении. Как тогда такой изверг оказался способным на добрые поступки? Ведь не вмешайся он, что бы ожидало детей Мармеладовых? Ну, хорошо, пока Соня заботилась бы о них, а дальше? Ведь Полечка то же бы «пошла по желтому билету», как и Соня. Кстати, в тексте неоднократно подтверждается эта мысль. (Раскольников: «С Полечкой, наверно, то же самое будет» (часть 4 глава 4). Свидригайлов: «Полечка туда же, по той же дороге пойдет...» (имеется в виду, что и Соня) (часть 5 глава 5). На его деньги Соня может поехать за Раскольниковым на каторгу. Его деньги, может быть, спасут 16-летнюю девочку от рук таких, как Ресслих. Как сам Свидригайлов объясняет, почему он совершает добро? Раскольников как- то поинтересовался у него: «С какими же целями вы так разблагодетельствовались?» (часть 5 глава 5). Когда Свидригайлов объяснял Раскольникову, что готов предложить Дунечке 10 тысяч компенсации за то, чтобы она не выходила замуж за Лужина, он сказал:«.. ..сердечно желаю... сделать для нее что-нибудь выгодное, на том основании, что не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое...». Что ж «человек человеку на сем свете может делать одно только зло и, напротив, не имеет права сделать ни крошки добра, из-за пустых приятных формальностей»? (часть 1У глава 1). «Ну а просто, по человечеству, не допускаете, что ль?» (часть У глава 5). А Дуню Свидригайлов убеждал в том, что ее брат хоть и убил старуху-процентщицу, но «ещё наделает много добрых дел, так что все это загладится», «Единственное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел» (часть У1 глава 5). А ведь, действительно, добрых поступков у Свидригайлова совершено больше, чем преступлений. « Одно преступление и тысячи спасенных жизней взамен - да ведь тут арифметика», -вспоминается фраза из текста (часть 1 глава 6). Не загладится ли одно «преступленьице» тысячами добрых дел? Так что же добро искупило совершенное зло? Нет, добрые поступки не искупили совершенное зло. Почему? Сколько бы добра ни совершил человек, людей, умерщвленных им, не воскресить, жизни человеческие не вернуть. Известный американский писатель Хемингуэй считал: «Никому не дано права отнимать у другого жизнь, если только это не делается ради того, чтобы помешать ещё худшему злу». Понял ли это сам Свидригайлов? Да. Что является подтверждением этого? Ночь перед смертью (часть 6 глава 6). Как можно охарактеризовать те сны, которые видит Свидригайлов? Радостные, светлые, плохие, тревожные... Какие? Подберите верные определения. Мерзкие, кошмарные, ужасные. Свидригайлову снится шестилетняя девочка. Что такого ужасного, мерзкого в этом сне? Она на его глазах превращается в распутную женщину. Что олицетворяет собой эта распутная женщина в жизни Свидригайлова? Навязчивую идею всей его жизни - разврат, сладострастие, «нечто всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее, вечно поджигающее...» (часть 6 глава 3). Что ещё снится Свидригайлову? Серая мышь, которая бегает по телу, забирается то под одежду, то снова исчезает, а потом опять оказывается за пазухой, под одеждой. Это сама жизнь Свидригайлова, скользкая и противная. Ему снится молодая невинная девушка в гробу - это символ и олицетворение тех, кого погубил Свидригайлов и кого уже не вернуть. Загнанная в подсознание совесть, в конце концов, высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически перемешиваются в единую непрерывную галлюцинацию. То, что Свидригайлов - изверг, то есть преступник, мы доказали. Чтобы ответить на вопрос, жертва ли он, нужно выяснить следующее: человек может быть жертвой чего? кого? Обстоятельств, самого себя, собственной жизненной теории, общества. Можно ли считать Свидригайлова жертвой самого себя, собственной жизненной теории? Да. Докажите. Свидригайлов был уверен: «Всяк об себе сам промышляет, и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть» (часть 6 глава 4). То есть он полагал, что муки совести можно заглушить спасительным самообманом. Получается, что Свидригайлов долгое время жил во власти самообмана, но потом что-то случилось: при избытке физического здоровья стала мучить «нехватка воздуха», проснулась совесть, и перестало действовать испытанное средство. Он осознал мрачную пустоту своей жизни и начал искать пути выхода. Пробовал откупиться, делать добрые дела - не помогло. Тогда возникла мысль о спасительной силе любви. Надежды свои он связал с Дуней. Самому себе он признался: «А ведь, пожалуй, и перемолола бы меня как-нибудь», то есть переделала. Но не получилось. Человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Итак, Свидригайлов оказался жертвой собственной теории. А можно ли считать его жертвой общества? Да. Свидригайлов превратился в закоренелого преступника в обществе, где все дозволено, где, дав взятку, можно «затушить уголовное дело с примесью зверского и фантастического душегубства, за которое он мог бы прогуляться в Сибирь» (так рассказывал Лужин о первом преступлении Свидригайлова) (часть 4 глава 2); где можно купить медицинское освидетельствование: «Медицинское следствие обнаружило апоплексию, происшедшую от купания сейчас после плотного обеда, с выпитою чуть ли не бутылкой вина» (так рассказывал Свидригайлов о причинах смерти жены) (часть 4 глава 1). Но ведь это неправда! А можно ли полностью переложить всю вину на общество? Нет, ведь человек сам делает собственный выбор жизненного пути. И несет за этот выбор ответственность. Итак, можем ли мы дать однозначный ответ на вопрос: Свидригайлов - «изверг или жертва»? Нет. Свидригайлов - фигура противоречивая. Он и изверг, и жертва; и злодей, и благодетель. Вспоминаются слова Раскольникова: «Свидригайлов - загадка» (часть 6 глава 1). Удалось ли нам разгадать ее? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |