Преподавание литературы Урок по литературному краеведению в 6–7-м классе на тему: "Борись, и умирая, борись!" (По книге Г.А. Федосеева "Последний костер")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.17 Просмотров: 4 Смирнова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Подготовка к уроку: за 2 недели до урока дать задание каждой группе: 1 группа – обычаи и традиции эвенков; 2 группа – история жизни Улукиткана; 3 группа – отношение Улукиткана к жизни; 4 группа – легенды, приметы и поговорки в повести; 5 группа – жизнь диких животных в их естественных условиях; 6 группа – найти и отметить на карте все географические названия, встречающиеся в повести. Словарь. Язык эвенков (плакаты). Ход урока I. Слово учителя: Григорий Анисимович Федосеев – человек большой и интересной судьбы. Он оставил после себя уникальные картографические работы и художественные произведения – книги, которые известны миллионам читателей. Прежде, чем стать писателем, Федосеев долгие годы водил крупные геодезические партии, закрывавшие белые пятна на карте нашей Родины. Все, что потом рассказал он в своих книгах, он пережил сам, своими ногами прошел по горным перевалам и таежным дебрям, испытал опаснейшие приключения. Он был смелый и удачливый охотник, случалось ему встречаться один на один с медведем и не однажды смотреть смерти в глаза. Книги Федосеева подкупают своей достоверностью: “Мы идем по Восточному Саяну”, “В тисках Джугдыра”, “Тропою испытаний”, “Смерть меня подождет”, “Злой дух Ямбуя”, “Последний костер”. Знакомство с биографией Г.А.Федосеева. Рассказ подготовленного ученика об Улукиткане. II. Анализ повести “Последний костер”. Начиная разговор о людях сильных, благородных и верных долгу, мы прочитаем стихотворение друга писателя К.Лесовского “Над книгой “В тисках Джугдыра”.
О людях и героях повести “Последний костер” Улукиткан говорил: “Когда ты хочешь испытать друга, берите с ним котомки, посохи и отправляйтесь в дальнюю дорогу, по самой трудной тропе. Если по пути встретятся голод, болезни, разные неудачи, и вы оба дойдете до конца, верь ему, он твой друг!” И мы увидели, что ни Федосеев, ни его товарищи не искали легких троп в своей жизни. Они вставали и шли по самым трудным, самым опасным и самым нужным стране и другим людям дорогам. На такой тропе мы и встречаем первых наших героев повести. III. Работа астрономов. Сообщение ученика о событиях, происходивших на гольце Станового хребта. Героически борются за свое право закончить исследование на гольце в морозную ночь астрономы Вачина и Тишкин. Ветреная звездная ночь у астрономов как бы предваряет трагедию Улукиткана. Встреча с Улукитканом. В страшную непогоду он появляется в палатке с вязанкой дров. Сетует, что постарел, не мог больше захватить, оставил часть ноши у подножия гольца. В этом он весь – в заботе о том, кто нуждается в помощи. В таких условиях встретились последний раз Улукиткан и, посвятивший ему немало прекрасных страниц, писатель. - Что же поведал нам этот мудрый эвенк-старик? IV. Работа групп. 1 группа. Обычаи и традиции эвенков. Словесные зарисовки, подтверждение рассказов текстом. (То, что ученики должны были подготовить и рассказать).
2 группа. История жизни Улукиткана.
3 группа. Отношение Улукиткана к жизни.
4 группа. Речь Улукиткана – сочетание мудрости с наивностью. Легенды и приметы в повести. Поговорки.
5 группа. Жизнь диких животных в естественных условиях.
6 группа. Работа с картой. Найти и отметить все географические точки, упоминаемые в книге. Составить словарь. Язык эвенков. Резун – мороз; губодуй – ветер; сокжой – дикий олень; хор – старый вожак, бык; важенка – самка оленя; амикан – медведь; кабарга – самый маленький олень; казак – черный соболь, высший сорт; юкола – сушеная кета; эмкэ – люлька; пальма – большой нож с длинной рукояткой; лючи – русский; учаг – олень; бугарук – церковь; мусунин – дух гор и тайги. Связка ерниковых прутьев, подвешенных на сучке под елью рогульками вниз – на таборе потерялись олени (количество прутьев соответствует количеству оленей); затес на дереве с горизонтально прикрепленной к нему ерниковой веточкой, обращенной мелкими прутиками на юг – ушли вниз по реке и на стоянку не вернутся; вырезанные на ложе берданы знаки – летопись охотничьих удач (крестики, скобки, точки, черточки – медведи, сохатые, рыси, соболи, росомахи и т.д.). V. Общая беседа по повести: - В чем видел смысл своей жизни Улукиткан? “Вся его жизнь – большой аргиш. Одна-две ночевки на одном месте и дальше, к новому небу, к другому ручейку, туда, где лес в тихую погоду, кажется, поет колыбельную. Улукиткан убежден, что на свете нет ничего уютнее полотняного жилья с лиственничным запахом, нет ничего вкуснее пшеничной лепешки, испеченной на жарких березовых углях, и здоровее сна у костра, он не знает приятнее музыки, чем голоса живой природы”. - Итак, вся жизнь – в дороге, вся жизнь – тропа, которая и есть его путь на земле. Как вы понимаете размышления Улукиткана о его тропах? Каков смысл этой метафоры? Выразительное чтение отрывка учителем: “Вспомнились тропы. Они на всю жизнь врезались в память. Все прошлое переплетено ими. То он видел их торными, то в болотах топкими, зыбкими, еле приметными глазу, то взбирающимися по камню на крутизну. Тропы никогда не останавливались на месте, они шли, бежали – и тащили его за собою. Никто не знает, в каких далеких краях эти таежные тропы начинаются и где кончаются. И кто знает, что хранят в своей молчаливой памяти эти черные борозды, секущие лесное пространство вдоль и поперек? Кому поведают они тайны брошенных на их пути огнищ, захоронений, каменных курганов?” - Приведите примеры слова “тропа” в разных его значениях. Например: “Откуда тропу тянешь? … От самого Петрограда…” Или: “Никто не знает, какой тропой уходят люди из жизни и как долго длится это путь…” Или: “Стойте, тропа! - кричит откуда-то слева Тишкин. – Вот она, под ногами” - Назовите еще слова-сигналы, имеющие судьбоносное значение в повести (например: посох, костер и др.). - Остановимся на многозначном символе – костер. Что значил в жизни кочевника костер? - Что значит костер в жизни Улукиткана? В книге? Последняя встреча с Улукитканом, последние мгновения жизни у костра, последняя книга в жизни. Последний костер – символ расставания. VI. Итог урока. Мы познакомились с произведением, славящим человека, одаренного талантом следопыта, отличного проводника, надежного друга. - Обратимся к названию нашего урока. Как соотносится тема урока с услышанным нами сегодня? VII. Домашнее задание (по выбору учащихся)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |