Преподавание литературы Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.12 Просмотров: 1 Жуковец Татьяна Николаевна, Учитель русского языка и литературы Интерес к творчеству земляков у меня растет с каждым годом. Я хочу поведать о людях, которые поэтическим словом воспевают подвиг народа в Великой Отечественной войне, многие были свидетелями этой войны.
И. Белоусов Нам, сахалинцам и курильчанам, история дала право отмечать День Победы дважды. Как бы не изменялась ситуация в стране, мы всегда будем помнить о сотнях солдат, погибших на островной земле. Вечная им память… Время летит над планетой… Много десятилетий отделяет нас от тех дней, когда над логовом фашизма, рейхстагом, взвилось красное знамя, когда столица нашей Родины – Москва возвестила салютом о долгожданной победе, о мире на земле. Ни одно поколение писателей и поэтов посвятит свои произведения людям, прошедшим через суровые годы войны. В творчестве сахалинских поэтов не малое место занимает военная тема. Одни авторы были сами участниками Великой Отечественной войны, с оружием в руках отстаивали свою землю, другим война оборвала детство, на их неокрепшие плечи легли взрослые заботы. … Была тихая рань, «плескалась рыба в омуте», «человек, вдыхая синь рассвета, легко шагнул с высокого крыльца…» Он поплывет по спокойной реке, он «соберет большой букет любимой из нежно белых лилий…» Последние строчки обрывают повествование:
Так написал поэт Валентин Богданов о вторжении гитлеровцев на нашу землю. Валентин Анатольевич Богданов – поэт, чье детство выпало на военные годы. В стихотворении «Память сердца» он от имени сверстников, для которых война стала суровым испытанием, говорит:
Военному детству посвящены стихотворения И. Белоусова «Колоски», «Лапти»; Е. Лебкова «Упал за плугом мальчик беленький», «Сижу и на Запад глаза», «Пахарь»; В. Кольцова «Течет моя Кама», «Бензопила проворно пела». Дети, силой обстоятельств, лишенные радости детства, вынуждены заниматься взрослой работой. Один вспоминает: «тогда казался … пудовым оставленный отцом топор» (у В. Кольцова). Другой, вновь переживая прошедшие годы, пишет: «О, сколько в лапти я обул людей, пока не стих войны железный скрежет» (у И. Белоусова). Если старшие защищали Родину на полях сражений, то их дети вносили свой вклад в дело разгрома врага на трудовом фронте. До победного салюта
В. Кольцов «Оседлать коня». Для детей «взрослый» труд стал жизненной нормой. Они не мыслили себя вне его. И не так принципиально важно, каким видом труда пришлось заниматься подростку: изготовлением деталей на станке, сбором колосьев на осенних полях или вспашкой земли, главное, что этот труд был бескорыстен и самоотвержен, что в любом деле дети ощущали свою причастность к судьбе Родины, работали, словно воевали. Стихи Евгения Лебкова написаны в несколько иной манере. Стих его лаконичен.
Одно из его стихотворений «Заботушка» проникнуто заботой о малышах. Это – песнь жизни.
Поэт Иван Белоусов пишет уже о других событиях, о другом горьком дне. Если «вчера еще … жизнь не понимал, … только слышал дальний отзвук боя», то теперь война предстала во всей своей чудовищности: «У Кольки расстреляли деда, а у Вальки повесили отца».
Воспоминания об опаленной войной детстве легли в основу отдельных стихотворений Кольцова В., Матковского В., Николаева Ю., Богданова В. Целые поэтические циклы, созданные о войне поэтами Белоусовым И. и Лебковым В. Острота фронтовых впечатлений, оставшихся с самыми сильными жизненными впечатлениями, во многом определила поэтическое лицо Мандрика А., Голубевой О., Репина Б.
говорит лирический герой стихотворения Б. Репина «Вновь проступила из снегов». Поэтесса Ольга Голубева, когда началась война, была еще ученицей. За месяц до совершеннолетия ее зачислили в школу связи. В 1942 году юная радистка добровольно вступает в действующую армию и остается в ее рядах до окончания ВОВ. О встрече с Волгой, с теми местами, где родилась, где прошла ее фронтовая юность, трогательно и взволновано рассказывает поэтесса в стихотворении «Встреча с Волгой».
Для лирической героини Ольги Г. настоящее мужество – это мужество ее фронтовой подруги, погибшей в сражающемся Сталинграде. У гранитного обелиска.
Истинная любовь – это любовь девушки-связистки из стихотворения «Военная фотография».
Поэтической манере поэтессы свойственна сюжетность картин, в центре которых всегда люди, с которыми свела ее война или на судьбах которых она отразилась с особой силой.
Поэт Александр Климентьевич Мандрик в 1945 году вместе с десантными войсками был минометчиком и освобождал Южный Сахалин и Курилы от японских милитаристов. Многие события, связанные с военной биографией поэта, нашли отражение в его стихотворениях. Сахалинцы могут по ним проследить в определенной последовательности события августа 1945г. ***
***
***
Творчество Бориса Репина – своеобразный поэтический дневник поэта и солдата. Дневник правдивый, в котором много сурового и жестокого, какой была сама война, но и который пронизывает нерастраченной, не погибшей на войне нежностью, чувством товарищества, братства, верности. Поэт не стремится как-то приукрасить, героизировать жизнь солдата. Война предстает суровой обязанностью, жесткими и простыми правилами. ***
***
Стихи поэтов-фронтовиков во многом автобиографичны, но в то же время они составляют поэтическую биографию целого поколения, которое до войны еще ничего не успело совершить. Война стала главным делом их жизни, а поведение человека на войне – своеобразным эталоном мужества, патриотизма, беззаветного труда и человечности, вечно звучащим камертоном, по которому настраивается и поэзия, и жизнь поэта. Читая стихи Бориса Репина, видим и узнаем в них людей, которые прошли через войну. Это о своем поколении и о себе пишет Б. Репин.
Поэт не отделяет себя от поколений тех, не обученных военному делу мальчишек, которые стали солдатами, потому что началась война. Он видит себя одним из них – в данной страде, в одной судьбе.
Его стихи – это дневник солдата, лирические репортажи из окопа и с поля боя о событиях, которые можно было бы назвать «конкретными» или «частными», если бы во время войны они не повторялись десятки, сотни, тысячи раз. В то же время едва ли не главным достоинством этих репортажей является исповедальность, глубоко искренняя и поэтически точная зарисовка психологии русского человека на войне, готового до последнего патрона, до последнего вздоха защищать свою Родину, свой край, свой дом. Лирический герой Репина – не идеализированный богатырь. Ему ведом страх и дрожь в коленях перед боем. Но сила его в умении победить и этот страх, и эту дрожь, и сильного, в броню закованного врага. ***
Дыхание Великой Отечественной войны, предопределившей судьбу, всю дальнейшую жизнь автора, ощутимо, в каждом стихотворении поэта. Тема Великой Отечественной войны – главная тема Б. Репина, его эстетическая и гражданская позиция, его поэтическое «Я». Конец войны.
Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в людях ответственность за их дела и поступки, она зовет их к тому, чтобы всеми возможными средствами воспрепятствовать новой разрушительной войне. Память о Великой Отечественной войне навсегда останется у нашего народа. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |