Преподавание русского языка Урок в 7-м классе "Предлоги и союзы" (урок-экспедиция "Лингвистические раскопки")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1736 Капитанова Надежда Федоровна, учитель русского языка и литературы , педагог-психолог Данный урок – повторительно-обобщающий (проводится 2 часа). Технология перспективно-опережающего обучения позволяет решать следующие задачи:
Этот конспект, как правило, несёт в себе элементы опережающего обучения, поскольку содержит материал, изучение которого предполагается в следующем классе. Цели:
ХОД УРОКА I. Психологический настрой Контрольный словарный диктант. Цель: систематизировать знания о правописании предлогов и союзов. КУРГАН ПАМЯТИ Отложить из-за непогоды, банка из-под варенья, в течение лета, он тоже поедет; вследствие дождей, впоследствии, вследствие того что; благодаря тому что, фантазия, ситуация, по окончании, по прибытии, резиденция, как будто, светофор; освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел. II. У доски а) составить план ответа по теме «Сходство и различие предлогов и союзов» План 1. Общее: служебные части речи: – не изменяются 2. Различие: Предлог соединяет зависимые друг от друга слова в СС. Курган Знаний (О союзах) б) Рассмотрение функций союза в пределах простого и сложного предложений. Рассмотрим союзы как средство связи самостоятельных предложений и сложных синтаксических целых. Все лето я искал знакомства с этими сойками, но крикливые сварливые птицы отвергали все знаки внимания (А. Ожегов) В 1-м предложении союзы сочинит. И – соединительный, но – противительный. связывают однородные члены предложения – сказуемые, причем соединит. союз и связывает слова, которые выражают поддерживающие, дополняющие друг друга понятия или явления, а противительный. союз но соединяет слова, выражающие контрастные противоречащие друг другу понятия. Во втором случае союз но соединяет противопоставляющиеся друг другу в смысловом отношении части сложного предложения. Четыре дня бились и боролись казаки, отбивались кирпичами и каменьями. Но истощались запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. III. Класс работает над словом (Отличие предлогов от других частей речи) I II III Впереди замелькали огни Он ехал впереди своего войска (Он ехал перед своим войском) – Что вы можете сказать, написать о данных словах? IV. Составить предложения В течении реки В течении реки произошли значительные изменения. В продолжении в продолжение – Как отличить предлоги от других частей речи? V. Морфологический разбор В продолжение – предлог 1. Был в продолжение месяца – Что называется предлогом? VI. Исправьте, все ли верно записано? Он смотрел через очки (означает поверх очков) (сквозь) Предлог через может обозначать: 1) с одной стороны на другую (перейти через улицу; ремень через плечо Предлог сквозь обозначает – через внутренность чего-нибудь, например: Пробираться сквозь толпу. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Вода просочилась сквозь плотину. Каплет сквозь крышу. VII. А еще о каких предлогах вы можете сказать, что есть различие в значениях? Различие в значении предлогов между, среди Предлог между указывает на положение предмета в середине по отношению к двум или большему числу других предметов (между домом и рекой, между двух огней).
– Итак, что вы узнали о предлоге (А новое – между, среди) VIII. Работа по учебнику В.В. Бабайцевой 1 вариант – № 834 определить тип придаточных 2 вариант – № 835 как вы распределили предложения IX. Работа с сигнальными карточками (П – простое предложение, ССП – сложносочинённое предложение, СПП – сложноподчинённое предложение.)
X. Работа по учебнику В.В. Бабайцевой № 834 I вариант в пр. – определить тип придаточных. XI. Составить предложения
Сделать морфологический разбор союза – Какие случаи мы не взяли? Слитно или раздельно? КАК РАЗЛИЧИТЬ? Оттого = потому от того Он торопится потому, 2) Зачем за чем 3) отчего от чего 4) Затем туристы За тем домом 5) Итак, все трудности позади И так легко стало на душе 6) Я не смогу приехать, По этому плану легко 7) Она была красива и притом умна При том доме был 8) Мне грустно потому, Вы не должны судить Курган Умений Графический диктант Определите тип предложения, виды придаточных разд. союзов. 1. Несколько раз матрос приоткрывал дверь и осторожно выглядывал наружу. 2. Мартовское солнце по-настоящему пригревало, и с крыш брызгала веселая капель. 3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. [– = ], (как) – СПП с придаточн. Изъяснительн. 4. Теперь, когда машины повернули к перевалу, море осталось позади. [ , (когда), ] – СПП с придаточным времени – Какой вывод можно сделать?
– Составить из двух простых предложений сложные с помощью сочинит. И подчинит. союзов. Указать тип придаточного предложения.
XII. Самостоятельная работа по перфопапкам I – 3, II – 4, III – 5, IV – (5), V – 2, VI – 4, VII – 4 XIII. Итог урока – Итак, что вы знаете о союзах? XIV. Курган Творчества XV. Домашнее задание XVI. Сочинение-миниатюра – Используя изученный материал о предлогах и союзах, напишите сочинение:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |