Оформление урока: на доске написан эпиграф урока, на листах написаны буквы алфавита.
Язык должен быть прост и изящен.
Язык – инструмент, едва ли он не труднее самой скрипки.
Учитель: Внимание! Сегодня мы играем в игру “Алфавит”. Главное условие игры – активность, внимательность, творчество. Начинаем!
А | противительный союз (А) |
Б | вид синтаксической связи (бессоюзная) |
В | союз, состоящий из 6 слов (во что бы то ни стало) |
Г | то, что связывают союзы (грамматические основы) |
Д | Словарная работа “Диктант наоборот” |
Из словаря учебника выписать 8 слов тематической группы, составить с ними предложения с 1, 2, 3 союзами И. |
Тематические группы: “Профессии”, “Качества человека”, “Мир животных”. Союз условия (если). Дайте совет с союзом если. |
Е |
Ё | СУПЕР-ВОПРОС: в течение 30 секунд расскажите все, что помните о союзе. |
Ж | Назовите союзы, в которых есть эта буква. (тоже, также) Как их правильно писать? |
| Индивидуальная работа по карточкам. |
З | Вставьте словечко: |
| Явились ………….. Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. |
| В предложениях верно поставьте знаки: |
| Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, прошел поезд. |
| Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо. |
И | Задания этой буквы представлены в двух уровнях: |
| 1. Запишите схему предложения с союзом И (предложение, где есть запятая и предложение, где запятая не ставится) |
| 2. Проверка заранее предложенной работы по индивидуальному образовательному маршруту. (Приложение 1) |
Й | СУПЕР-ВОПРОС |
| Назовите женские имена, состоящие из союзов: (Аида, Ида, Ада) |
К | Конструктор |
| Допишите предложения, определите вид союза: |
| Наступила весна…………. |
| На солнце нельзя взглянуть……. |
| Весною сердце поет……… |
Л | Логическая минутка |
| Восстановите пословицы. Определите что их объединяет. |
| Сам погибай,… |
| Труд кормит,…. |
М | Морфологический разбор союзов |
| 1вариант – когда, |
| 2 вариант – оттого что. |
Н, О | Двойной вопрос. |
| Назовите слово одновременно являющееся союзом и местоимением (он, Но) |
П, Р, С | Прошу рисовать схемы: (Графический диктант) |
| 1) У мамы добрые и ласковые |
| 2) В ее сердце никогда не гаснет любовь, потому оно не остается равнодушным |
| 3) Мамочка, как я люблю тебя! |
Т | Три в одном. Вспомните союзы, состоящие из 3 слов. Запишите их. Устно составьте с ними предложения. |
У | Устали? Улыбнитесь! Удвойте ваши силы! Минутка релаксации. |
Ф | Объясните значение фразеологизмов. Помните, запятой нет! |
| Ни рыба ни мясо. |
| Ни то ни сё. |
| Ни к селу ни к городу. |
| Ни туда ни сюда. |
| Ни свет ни заря. |
| Ни ответа ни привета. |
Х | Назовите союзы-хамелеоны (и = да, и = но). |
Ц | Цепочка: составьте схему на тему “Виды союзов”. |
Ч | В чем отличие написания союза чтобы и местоимения что с частицей бы. |
Ш, Щ, Ь, Ы, Ъ | “5 вопросов без ответов”. Вопросы написаны на индивидуальных карточках. |
| 1. Союзы, состоящие из одного слова…. |
| 2. Союзы не являются…. |
| 3. Союзы связывают…. |
| 4. По значению делятся…. |
| 5. Сочинительные союзы делятся на разряды…. |
| 6. Подчинительные союзы делятся на разряды…. |
Э | Это итоги (рефлексия) |
| Я узнал…. |
| Нужно повторить…. |
| Мой совет…. |
Ю | Домашнее задание. |
| 1) Упражнение 329 |
| 2) Составить тест по теме “Союз” |
| 3) подготовить сырный диктант с дырками (текст с пропусками на тему “Путешествие вокруг света с кусочком сыра” |
Я | Завершают урок слова учителя: |
| “Я желаю ясности мыслей, яркости событий, хорошего настроения. |
| Спасибо за урок” |