Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе. "Повторение. Развитие орфографической зоркости"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 771 Валеева Рамиля Рамиловна, учитель русского языка Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Форма урока: деловая игра. Задачи урока:
Ход урокаI.Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы работать? А ваше рабочее место готово ли вам помочь в этом? Отлично, молодцы. Наш урок будет состоять из двух частей. Сначала мы поговорим о письмах Д.С. Лихачева, вы знаете, что в ноябре этого года исполнилось 100 лет со дня рождения этого замечательного человека. Группа ребят выпустила газету, посвященную юбилею. Другие группы прочитали несколько писем ученого и сегодня познакомят нас с ними, объяснят, как понимают главную мысль письма. Вторая часть урока – это деловая игра “Я – учитель”. В ходе деловой игры вы станете на место учителя, который готовит задания для ребят к уроку русского языка. Договорились? II.Ребята защищают газету, посвященную Д.С.Лихачеву, вторая группа – знакомит с шестым письмом “Цель и самооценка” высказывают свое мнение, третья группа – с двадцатым письмом “Как выступать?”. III.В дальнейшем мы познакомимся и с другими письмами Дмитрия Сергеевича. Сегодня я предлагаю вашему вниманию новое письмо. Оно называется “Учитесь любить учиться”. (У каждого ученика на парте лежит листочек с письмом. Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту). – Все ли Вам понятно? – Как понимаете слова: определяющую, благоприятное, восприимчивый, не зарекайтесь, источник? – Определите тип речи. – Установите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. Какова главная мысль текста? IV.А теперь начинаем деловую игру “Я – учитель”. Для работы надо объединиться в группы по четыре человека. Я прошу Вас подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися усвоен пройденный материал. На столе каждой группы имеются словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический. Чтобы все правильно выполнить, давайте договоримся о порядке выполнения работы. После обсуждения, рождается план:
Текст, предложенный ученикам, без пропусков букв и знаков препинания. Эта работа развивает орфографическую зоркость, позволяет аргументировано отстаивать свою точку зрения, воспитывает уважение к труду товарищей. Ребята приучаются самостоятельно находить трудные орфограммы, у них закрепляется умение работать со справочной литературой. Происходит попутное повторение, более успешное, чем при традиционной формулировке заданий. Учитель видит трудные для учеников орфографические правила. Текст“Учитесь любить учиться”Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив… Умейте не терять времени на пустяки… Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! Только учиться! А где отдых, развлечения?.. Да нет же… Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит вы просто не открыли той радости, которую приносит… приобретение знаний и навыков. Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить… Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если вам что-то не нравится в каком – либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д. Лихачев.) V. Самостоятельная работа учащихся.Ребята самостоятельно распределяют обязанности в группах и выполняют задание. Примерный вариант готовых работ: 1) Правописание не с глаголами: (Не)терят(?) – не терять (Не с глаголами пиши раздельно, Что делать?). (Не)сможеш(?) – не сможешь (Не с глаголами пиши раздельно, 2 лицо). (Не)умеем, (не)люблю. Правописание приставок пре-, при– и других. Приносит (приближение) Приобретение (приближение) Развлечение (корень начинается со звонкой согласной, поэтому в приставке пишем З) Безударные гласные, проверяемые ударением. Пустяки (пустяк) Тяжело (тяжесть) Способные (способ) Ходить (ход) Говорить (говор, разговор) Правописание –чк-, -чн– Скучную (-чк-,-чн– пиши бед мягкого знака) Правописание окончаний Самого малого (-ого– окончание Р.п. М.р.) Правописание глаголов II лица Сможешь, перестанешь. 2) Выполнить фонетический разбор слова “Тяжкий” Тяжкий – 2 слога, тяж-кий (таш кый) Т– т согласный, мягкий, глухой. Я – а – гласный, ударный. Ж – ш – согласный, глухой., твердый. К – к – согласный, мягкий, глухой. И – и – гласный, безударный. Й – й – согласный, звонкий, мягкий. Разбор слова по составу Способные, усложняются. Найдите предложения к схеме: 3) Пример деформированного текста, выполненного учащимися. “Учитесь любить учиться” Мы вступаем в век в к...тором знания будут играть …пределяющую роль в судьб… ч…ловека. Без знаний н…льзя буд…т работать. Учение – вот что с…йчас нужно м…л…дому ч…л…веку с самого малого возраста. Учиться нужно вс…гда. до к…нца жизни не только учили но и учились все крупнейшие ученые. П…р…стан…шь учиться – не смож…шь учить. Ибо знания все растут и усл…жняются. Нужно при этом помнить что самое благоприятное время для учения – м…л…дость. Именно в молодости в детстве в отр…честве в юности ум человека наиболее в…сприимчив… Умейте не терять врем…ни на пустяки… Берегите себя для учения для при…бретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите ле…ко и быстро. И вот тут я слышу тя…кий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы пр…длагаете! Только учиться! А где отдых развл…чения?.. Да нет же… Учение т…жело, к…гда мы (не)умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выб…рать умные, сп…с…бные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности которые п…над…бятся в жизни. А если (не)нравится учиться? Быть т…го не может. Значит вы просто (не)открыли той радости, которую приносит… пр…обретение знаний и навыков. Посм…трите на мал…нького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться х…дить г…в…рить… (Не)зар…кайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все пр…дметы, какие пр…ход…те в школе. Если вам что-то не нравится в каком – либо пр…дмете – напр…гит…сь и постарайтесь найти источник радости – радости при…бр…тения нового. Учитель благодарит учащихся за помощь в подготовке заданий для параллельного класса. VI. Домашнее задание:Выберите то задание, которое вам больше нравится.
Рефлексия. – Что Вам понравилось, не понравилось на уроке? Почему? – Что бы вам хотелось выполнить еще раз, может что-то сделать по-другому? – Как вы оцениваете свою роль в выполнении общего задания? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |