Преподавание литературы Урок литературного чтения в 3-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.03.31 Просмотров: 3 Бутузова Лидия Михайловна, учитель начальных классов Б.Пастернак “За поворотом”.Обобщение по разделу “Природа летом”.Цели урока:
I. Организационный момент.Долгожданный дан звонок, II. Проверка домашнего задания.1. Речевая разминка. Почистим зубки язычком (облизываем языком зубы). 2. Чтение с доски текста про себя, а затем по группам.
– Кто прочел правильно? – Никто. – Надо читать ласково. – Почему? – Читаем все. Одуванчики
Метафора – что это такое? Метафора – скрытое сравнение предмета (чаще, когда свойства человека или животного переносятся на другой предмет). – Какие метафоры использует поэт, говоря об одуванчиках? А как вы рассказали об этих цветах? 3. Чтение детьми своих загадок об одуванчиках (нужно было придумать дома). III. Новый материал.1. Работа со стихотворением до чтения.
2. Посмотрите на картину. – Глухой стеной стоит лес. – Деревья сомкнулись, переплели ветви, за ними чернота, темнота. Как еще можно назвать такой лес? – Перед нами стихотворение (с.107). Судя по иллюстрации к нему, оно о лесе, изображённом на ней – чаще. – Прочитайте название стихотворения. Соответствует ли оно иллюстрации? – Кто автор стихотворения? Знакомы ли вы с его творчеством? – О чём можно сказать сейчас, глядя на дату? (Поэт ХХ века) – Можете ли вы предположить, с каким настроением написано стихотворение? – Прочитайте стихотворение про себя, постарайтесь представить картины, нарисованные автором, почувствовать настроение, понять мысли. Карандашом подчеркните слова, выражения, которые вам не понятны. 3. Работа во время чтения. Дети читают просебя. – Какие картины вы представили? – Какое настроение в этом стихотворении, по-вашему? – Воспевающее, тревожное (Словарь настроений у всех детей). Словарь настроений.
– Стихотворение написано поэтом, который не писал для детей, поэтому много слов, значение которых нужно объяснить. 4. Чтение по строфам с комментариями. 1-я строфа – О ком говорится? – Что необычного в её поведении? Как это – начеку? (Она готова сорваться, улететь!) – Как вы понимаете выражение “щебечет маняще”? (От слова манить – зазывать. Но её пение может быть обманчивым) – В какой лес приглашает своим пением птичка? (В чащу) 2-я строфа – Как называет лес поэт? В чём особенность такого названия? (Бор – хвойный лес). – Где распевает свои песни птичка? (У входа в чащу, в преддверье бора. Преддверье – перед дверью, у входа). – Какую роль выполняет птичка, с кем сравнивает её поэт? (Со сторожем) – Какие чувства испытывает поэт, когда говорит о птичке? (Его радует её пение, он удивляется маленькому сторожу) 3-я и 4-я строфы – “Тучи”, а не облака, не синева неба. – Меняется ли интонация стихотворения? Почему? (Она становится тревожной. Мы заглядываем в глубину леса) – Что же мы видим? на доске: Бурелом – деревья, вывороченные, поваленные бурей. Ключи – холодные, ледяные родники. Кручи – обрывы. Валежник – синоним бурелом, сухой лес, поваленный. Колоды – брёвна, лежащие в лесу. Если вам приходилось бывать в лесу, вы видели “нагроможденье” – одно дерево на другое, беспорядочно. – Какое ощущение возникает у вас при чтении? (Страх, волнение) – Не кажется ли вам странным, что, говоря о лете, поэт упоминает о подснежниках, ранних весенних цветах? Почему? (Темно и холодно в лесной глуши. Туда ещё не успело заглянуть лето. Это тайна леса, его секрет). – Такое ощущение, что поэт в страхе оглядывается по сторонам, смотрит вокруг, передать чувство страха помогают существительные. Бурелом, ключи, кручи, валежник, колоды. – На его состояние указывает и тире, они помогают понять смысл, настроение. – Какую интонацию выберем для чтения этих строф? ( Будем читать с тревогой, в замедленном темпе). 5-я строфа – И снова поэт возвращается к птичке, к маленькому лесному сторожу, отважному стражнику, которого не пугают мрак леса и тучи. Это её дом, её лес. И у неё есть своё оружие против врагов леса – её рулады, её песня, её трели. Она верит в силу своей песни, своего голоса. Зарок – запрет. Птичка может запретить войти в лес неугодным. – Как вы думаете, кто они, “кому не надо” появляться на пороге лесного дома? – Что, по-вашему, чувствовал Б.Пастернак, когда писал эти строчки? (Уверенность, что в лесу порядок) – Как следует читать эти строчки? (Громче, приподнято, с надеждой) 5. Выразительное чтение и ответ на вопрос. – Что может увидеть и услышать вдумчивый читатель в этом стихотворении? 6. Работа после чтения. Б.Пастернак нарисовал картину лесной глуши, но при этом не использовал ни одного слова, которое бы позволило представить нам картину в цвете, ни одного эпитета. Как вы думаете, почему? ( Чтобы усилить впечатление сумрака, темноты, глуши леса). – Но общее настроение от стихотворения всё же светлое. Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда писал это стихотворение? Что он чувствовал? (Тревогу и радость). – Почему стихотворение названо “За поворотом”? (Вход в чащу, а дальше будет лес, его жизнь). – Можете ли вы предложить своё название? 7. Ученик рассказывает о поэте (показывает его портрет).
8. Обобщение по разделу. Мы заканчиваем раздел “Природа летом”. Каждая группа получает строчки из стихов известных поэтов, читают их и называют произведения раздела, которому эти строчки созвучны.
9. В группах отбирают лучшее сочинение, которое дети писали дома. Автор его читает, эксперт оценивает по плану с доски. 1 группа – Лесное озеро 2 группа – Июньское утро 3 группа – Грибной дождь
План на доске: IV. Итог урока.– Кем мы были сегодня на уроке? – Чтецами, экспертами, писателями. – Чему учились? – Быть слушателями, читать выразительно, любить природу, как с помощью слова и интонации можно передать настроение, которое автор вложил в данное произведение. Домашнее задание: с. 107, читать выразительно, с помощью родителей. Провести словарную работу. Оценки. Учитель – Спасибо за внимание. Дети – Спасибо за урок. V. Оборудование к уроку.VI. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |