Преподавание русского языка Готовимся к ЕГЭ в 9-м классе. Русский язык. Модель № 2, часть 2 (тестовые задания)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 859 Крекова Наталия Григорьевна, учитель русского языка и литературы Вариант 1. 1) С чего начинается переводчик? 2) Что значит способность воспринимать чужую жизнь, как свою, обмениваться не только языками - жизнями? 3) Нации, народы, “языцы” тянутся друг к другу, как двое королевских детей из немецкой народной баллады. 4) Те стояли на противоположных берегах глубокой реки, изнывая от невозможности преодолеть разделяющее пространство. 5) Королевич бросился вплавь, когда королева зажгла свечу, чтобы ему был виден берег... 6) Может быть, переводчики - лодочники?.. 7) В силу одного своего признания переводчик обязан вобрать в себя культуру, мысль, опыт столетий, и он же должен себя самого - маленькое (Л. Гинзбург.) Задания 1-4 1. Определите стиль и тип речи?
2. Что характерно для прочитанного текста?
3. В какую лексическую группу входит слово языцы (предложение № 3)?
4. Какое значение имеет слово баллада в прочитанном тексте (в предложении № 3)?
Вариант 2. 1) Чтобы завоевать, заслужить, приобрести - глагол можете выбрать на свой вкус - настоящий авторитет, совершенно необходимо быть, во-первых, доброжелательным к людям и во-вторых, предельно справедливым. 2) Унижают оскорбительные выпады, презрительный или пренебрежительный тон. 3) Если вы отчётливо понимаете, что эти качества развиты у вас недостаточно, я бы рекомендовал никогда не спешить с оценкой поступков, событий, людей, не торопиться высказывать своё отношение к кому-то или чему-то. 4) Очевидно, прежде, чем принимать чью-то сторону в споре, по-видимому, надо терпеливо взвесить все доводы и все “за” и “против”. (По А.Маркуше.) Задания 1-4 1. Определите стиль и тип речи текста?
2. В каком предложении использована средство выразительности градация?
3. Какое значение имеет слово авторитет в прочитанном тексте (предложение № 1)?
4. Какое средство изобразительности использовано в предложении № 4?
Вариант 3. Кленовые 1) Семейство кленовых невелико - всего 2 рода и около 120 видов. 2) По всей территории России, за исключением Сибири, можно найти представителей рода клён. 3) Много разнообразных видов этого дерева растёт в Северной Америке и особенно в Китае, 4) Практически всем знаком наиболее распространённый вид этого рода - клён остролистный. 5) Это типичное для восточно-европейских широколиственных лесов стройное дерево до 20-30м. высотой с красивой ажурной кроной. Живёт клён 150-200 лет. Его листья, ярко-зелёные летом, к осени меняют свою окраску на жёлтую, оранжевую и малиновую. 8) Сок, текущий в растении ранней весной, может содержать до 4% (Энциклопедия “Биология”) Задания 1-4 1. Какие слова и словосочетания являются ключевыми для понимания основной мысли текста?
2. Определите стиль и тип речи текста?
3. Какое имеет значение слово ажурный в тексте ( предложение № 5)?
4. Какое средство выразительности использовано в предложении № 7?
Вариант 4. 1) Начался листопад. 2) Листья падали дни и ночи. 3) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. 4) Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 5) Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул на мгновение, остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь... 6) Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью и чернью, каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства. (К.Паустовский) Задания 1-4 1. Определите стиль и тип речи текста?
2. В какую лексическую группу входит слово киноварь (предложение №6)?
3. Какое средство выразительности не использовано (предложение № 6)?
4. Какое значение имеет слово шедевр (предложение № 6)?
Вариант 5 Образование 1) Образование... 2) Это слово имеет великое множество определений. 3) Существует мнение, что образование - погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. 4) Прошлое - это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывается в течение многих веков у того или иного народа, нации. 5) Настоящее - это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. 6) Будущее — это надежды, выраженные разными способами. 7) В основании такой мечты - образцы культуры. 8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, - момент освоения культуры. 9) И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, “он не может быть безобразным, но и не может быть без образа”. 10) Может быть, в само слово “образование” и заложили это представление: способность осознавать мир через образы, которые создаёт сам человек. 11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром. 12) Каков должен быть объём этих знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? 13) Каждый решает для себя. 14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лендрет: “Образование - это то, что остаётся, когда всё выученное забывается”. (по С. Кокориной) Задания 1-4 1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
2. Определите стиль и тип речи текста?
3. Укажите значение слова образование (предложение № 14)?
4. Как объяснить постановку тире (в предложении № 6)?
Вариант 6. 1) Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. 2) На улицах не было видно ни клочка снега, и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями. 3) С крыш уже стекали последние капли, и в палисаднике надувались почки. 4) На дворе была сухая дорожка, и около крыльца между камнями зеленела мшистая трава. 5) Был тот особенный период весны, который сильнее всего действует на душу человека. 6) Все предметы были освещены ярко, и комната повеселела. 7) Какое-то новое для меня чувство проникло мне в душу. 8) Мокрая земля, по которой кое-где выбивались ярко-зелёные иглы травы, блестящие на солнце ручьи, пахучий, сырой воздух и радостное солнце - все мне говорило про красоту и добродетель. (По Л.Толстому) Задания 1-4 1. Какие средства выразительности не использованы в предложении № 8?
2. Определите стиль и тип речи текста?
3. Какое значение имеет слово добродетель в прочитанном тексте (предложение № 8)?
4. Как объяснить постановку запятой в предложении № 3?
Вариант 7. 1) В это благословенное время, от двух до трёх часов пополудни, которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. 2) Один показывает щегольский сюртук с лучшим бобром, другой - греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвертая - пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый - перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая - ножку в очаровательном башмачке, седьмой - галстук, возбуждающий удивление, осьмой - усы, повергающие в изумление. 3) Но бьёт три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет. (По Н.Гоголю) Задания 1-4 1. Определите стиль и тип речи.
2. Укажите значение слова щегольский (предложение № 2)?
3. В какую лексическую группу входит слово сюртук (предложение №2)?
4. Как объяснить запятую (предложение № 3)?
Вариант 8. 1) Современные астрономы, считая, что в Солнечной системе когда-то была ещё одна планета, погибшая в космической катастрофе, ищут подтверждение этой гипотезе в древнегреческих мифах, напоминающих о судьбе этой десятой планеты. 2) Это миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса - бога Солнца. 3) Однажды Гелиос - бог Солнца, уступая настойчивым просьбам Фаэтона (своего сына), разрешил ему проехаться по небу на солнечной колеснице. 4) Огнедышащие кони, не чувствуя могучей руки Гелиоса, подхватили с места и понесли. 5) Когда напуганный Фаэтон бросил вожжи, кони взвились, увлекая колесницу высоко к звёздам. 6) 3емля запылала, вскипели реки. 7) Разгневанный Зевс, царь богов, разбил колесницу, разбросав её обломки и упряжь по небу. 8) Кони разбежались, а Фаэтон был низвергнут в реку. (По книге “В мире занимательных фактов”) Задания 1-4 1. Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?
2. В каком предложении автор текста использовал гиперболу?
3. Укажите значение слова миф (предложение № 2)?
4. Как объяснить постановку запятой (в предложении № 4)?
Вариант 9. Дружба 1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. 2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. 4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность. 8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул... (В.Астафьев) Задания 1-4 1. В каком предложении содержится основная мысль?
2. Определите стиль и тип речи текста?
3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)?
4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония?
Вариант 10. 1) Местность показалась мне ещё угрюмее, чем из окна. 2) Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчётливо и сурово на посветлевшем небе. 3) На тёмном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу всё ещё стояли холодные сумерки. 4) Ленские струи, ещё не замёрзшие, но уже тяжёлые и тёмные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. 5) Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвётся, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... 6) Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше... (В.Короленко) Задания 1-4 1. Определите стиль и тип речи?
2. Укажите значение слова омут (предложение № 4)?
3. Какое средство выразительности не использовано (в предложении № 5)?
4. В какую лексическую группу входит слово воронка (предложение № 4)?
ОТВЕТЫ
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |