Преподавание литературы
Модуль "Перекрестки мировой художественной литературы"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2025.03.24
Просмотров: 3
Киселева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы “Моноцентризм вреден при изучении родной литературы. Желательно использовать любую возможность для сравнения и сопоставления русских писателей с зарубежными. Широкий взгляд на мир даст молодым людям уверенность в себе, раскроет возможность критического отношения к духовным ценностям прошлого и настоящего”.(В.С. Вахрушев “Уроки мировой литературы в школе”.) Модуль “Перекрёстки мировой художественной литературы” построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. (“Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж. Б. Мольера “Тартюф” и А.Н. Островского “Гроза”. “Художественные точки пересечения французского и русского символизма. Верлен и русский символизм.”) Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности. Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом. Сюда можно отнести: – различные варианты сравнительного анализа; – диалог авторов (героев); – доказательство литературной теоремы; – фантазия на тему; – создание литературной композиции; – графики, схемы. Нравственную, мировоззренческую значимость и актуальность вычленяемых проблем подчёркивают нетрадиционные формы урока: – защита творческих работ, вплетённых в канву определённого литературного произведения; – урок- диалог поэтов (героев); – “круглый стол”; – урок – судебное заседание; – ролевая игра; – пресс-конференция. Творческие работы могут выполняться учащимся как индивидуально, так и в творческих группах; при подготовке к уроку, на уроке, как следствие урока. Во внеклассной работе модуль может быть представлен творческими работами в виде литературных композиций, написанных учениками на волнующую их тему. Уроки модуля непосредственно сопряжены с программным материалом по русской литературе, изучаемой в 10 и11 классах. Цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности. Задачи: 1. - способствовать приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- учить находить в сравниваемых произведениях тематические, проблемные, художественные точки пересечения;
- учить доказывать эстетическое родство (различия) произведений литературы, относящихся к различным культурным пластам;
- формировать навыки творческого применения полученных знаний по анализу художественного текста;
2 - совершенствовать аналитические способности личности по отслеживанию путей взаимопроникновения и взаимовлияния культурных традиций через приобщение к мировой литературе;
- способствовать развитию активных творческих форм взаимодействия личности с действительностью;
- актуализировать процессы самопознания, самореализации и саморазвитие личности в исследовательской деятельности;
3 - способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к духовным, этическим традициям различных культур;
- способствовать формированию понимания природы литературного произведения как произведения искусства на разных этапах развития цивилизации;
- способствовать осознанию высокой значимости русской литературы в мировом литературном процессе.
10-й класс №№ | Тема, проблема, художественное решение | Тема урока | Форма урока | Кол-во час. | 1 | Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж.Б. Мольера “Тартюф” и А.Н. Островского “Гроза” | Можно ли поставить знак равенства между Марфой Игнатьевной Кабановой (Островский “Гроза”) и Тартюфом (Мольер “Тартюф”)? | Защита творческих работ | 1 | 2 | Сюжетное родство и идейное различие романа Г. Флобера “Госпожа Бовари” и пьесы А.Н. Островского “Гроза” | Можно ли пьесу А.Н. Островского “Гроза” считать “зеркальным отражением” романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”? | Урок – суд. Г. Флобер против А.Н. Островского: обвинение в плагиате | 1 | 3 | Тема природы в стихах А. Фета и М. Басё | Природа – источник наслаждений, размышлений и творческого вдохновения. (Поэзия А. Фета и М. Басё) | Урок – диалог поэтов ( с выходом на творческие работы: стихи в стиле “хокку”) | 1 | 4 | Женская тема в поэзии Н.А. Некрасова и Р. Бёрнса | Женский вопрос. Его отражение в европейской поэзии XVIII-XIX веков. (Р. Бёрнс и Н.А. Некрасов. Историческое толкование) | Диалог за “круглым столом” | 1 | 5 | Социальная сатира П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова. Особенности художественного подхода | Размышления о человеческих пороках (Социальная сатирическая поэзия П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова) | Защита творческих работ | 1 | 6 | Тема народа и власти в романах Дж. Свифта “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” | А что народ? (Дж. Свифт “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыков-Щедрин “История одного города”) | Урок – ролевая игра | 1 | 7 | Тема сверхличности в романах Стендаля “Красное и черное” и Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” | Родион Раскольников и Жюльен Сорель (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание, Стендаль “Красное и чёрное”) | Урок – диалог. Часть I – Защита творческой работы. Часть II - Размышления | 2 | 8 | Тема эгоизма в романах Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” | Чем русский “бытовой” эгоизм отличается от английского “эстетического” эгоизма? | Защита творческих работ | 1 | 9 | Тема самопожертвования и возрождающей любви. О. Уайльд “Соловей и роза” и Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” | Зачем и с чем пришел я в этот мир? (О. Уайльд “Соловей и роза”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”) | Музыкально-литературная композиция | 1 | 10 | | Итоговый урок: “Вслед за Вергилием по кругам ада” Данте “Божественная комедия” | Защита творческих работ, вплетённых в сюжетную канву литературного произведения | 2 | 11-й класс | №№ | Тема, проблема, художественное решение | Тема урока | Форма урока | Кол-во час. | 1 | Тема мещанства в новеллах Г. Мопассана и А.П. Чехова; её художественное решение. | Художественное решение темы мещанства в новеллах Мопассана и Чехова . | Защита творческих работ | 1 | 2 | Тема Человека в ранних романтических рассказах М. Горького и Дж. Лондона | “Человек – это звучит гордо”! | Защита творческих работ | 1 | 3 | Художественные точки пересечения французского и русского символизма | Верлен, Рембо и русские символисты | Защита творческих работ | 1 | 4 | Эстетические и нравственные идеалы итальянского и русского футуризма | Маринетти и русский футуризм | Защита творческих работ | 1 | 5 | Тема творчества и творца в поэзии Микеланджело Буонарроти и В.В. Маяковского | Микеланджело Буонарроти и Владимир Маяковский о творчестве и творце | Защита творческих работ | 1 | 6 | Мужской романтический идеал начала ХХ века (Поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева) | “Земля твоя в скрещенье перепутий – Ты человек на ней, а не червяк”. (поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева) | Урок – диалог | 1 | 7 | Женская любовная лирика (Сапфо и А. Ахматова) | Откровения женской любовной лирики (Сапфо, А. Ахматова) | Урок – экскурсия | 1 | 8 | Личность и тоталитарное государство. (Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”) | “О, дивный, новый мир”. (Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”) | Урок – пресс-конференция | 1 | 9 | Проблема взаимоотношений человека и природы. (В. Астафьев “Царь-рыба” и Э. Хемингуэй “Старик и море”) | Диалог о человечности. (В. Астафьев “Царь-рыба” и Э. Хемингуэй “Старик и море”) | Урок – диалог за “круглым столом” | 1 | 10 | Человек и мир. (Экзюпери “Маленький принц” и Стругацкие “Трудно быть богом”) | Трудно быть человеком! (Экзюпери “Маленький принц” и Стругацкие “Трудно быть богом”) | Урок – защита литературной композиции. | 1 | 11 | Темы выбора, поиска себя. (Селинджер “Над пропастью во ржи” и В. Аксенов “Звездный билет”) | Что такое “обрести себя”? (Селинджер “Над пропастью во ржи”, В. Аксенов “Звездный билет”) | Урок – встреча молодежи разных стран | 1 |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|