Преподавание литературы Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2132 Лазарева Любовь Владимировна, учитель русского языка Цели: Ход урока С каждой избою и тучею, I. Объявление темы, цели урока 1 слайд 1) Слово учителя 2 слайд 3 слайд Поэт, о котором пойдет речь, родился не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: " Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…" Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности. Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество. О чём пишутся его стихи? Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью. Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта. 4 слайд II. Чтение и анализ стихотворений. 5 слайд Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека: Нет, меня не порадует – что ты!- Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием: Звезда полей во мгле заледенелой, Звезда – вся Земля, всё человечество: Звезда полей горит, не угасая, Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её движению.
В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.
6 слайд 1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.
Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли». Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихотворение положено на музыку и стало песней.Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно выразительно прочитать это стихотворение. 7 слайд Стихотворение «Тихая моя Родина»
8 слайд III. Особенности поэзии Н.Рубцова 9 слайд 2. Формы наделения природы человеческими способностями 10 слайд 3. Символические образы 11 слайд 4. Формы наделения природы человеческими способностями Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой. Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью. 12 слайд 5.Сравнительная характеристика образов в творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова 13 слайд 6. Цветовая палитра 14 слайд 7. Символы стихий Меня ведь свалят с ног 15 слайд 8. Сравнение стихии ветра в творчестве Александра Блока и Николая Рубцова 16 слайд 9. Символы пространств Все мы почти под кюветом 17 слайд 10. Природа, Вселенная, небесные святила… Вечерняя заря да потухать стала,Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть: Как будто солнце,Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем: Так зачем, проявляя участье,Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями. IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова Итог урока До конца, Домашнее задание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |