Преподавание литературы Урок литературного чтенияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1218 Максимова Светлана Ивановна, учитель начальных классов Оформление на доске: портрет писателя, слайдовая презентация, карточки со словами: дебютанты, драматург, ОБЭРИУ, Ундервуд, пролог. Цели урока:
Задачи урока:
Ход урока I. Мобилизующее начало урока Приложение (1-й слайд) 1. Введение в тему
- Как понимаете смысл философского высказывания? Мотивация урока: - Что бы Вы хотели узнать и чему научиться? - Для чего Вам это нужно? II. Работа по теме урока или изучение нового Приложение (2-й слайд) - Отыщите среди букв фамилию писателя, с чьим произведением сегодня будем знакомиться. (набор букв: АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ) - Знакомо ли Вам это имя? - Знакомы ли нам его произведения? 2. Знакомство с биографией писателя (выступления учащихся, приложение – слайды № 3, 4) 1-й ученик: - Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену. 2-й ученик: - После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности. Приложение (слайды № 5, № 6) 3-й ученик: - В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. 4-й ученик: - В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим. Приложение (слайд № 7) 3. Высказывания о творчестве писателя - Что же говорили современники о Шварце – писателе, драматурге? Илья Эренбург: “Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить” Валентин Каверин называл его “личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству” Приложение (слайд № 8) - Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”. Приложение (слайд № 9) - Умер Евгений Львович Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г. Приложение (слайд № 10) - Мир произведений Шварца для детей населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари. - Что же писал Е. Шварц для детей? - О чём его сказки? 4. Театрализация отрывка из сказки “О потерянном времени” Приложение (слайды № 11, 12, 13, 14) 5. Работа над произведением Приложение (слайд № 15) - Сегодня мы начинаем работу над произведением Е. Шварца “Два брата”. 1) Предположите по заглавию, иллюстрации о чём эта сказка? (высказывания детей). 2) Первичное чтение 1-ой части (жужжащее чтение) - Оправдались ли ваши предположения? (высказывания учащихся). 3) Выборочное чтение - Перечитайте начало сказки. Можно ли его назвать сказочным? - Как называется такая вступительная часть? (пролог). 4) Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения Приложение (слайды № 16 – 20) - О ком идёт речь в сказке? - Как его звали? -Что его огорчало? Почему? - Что заставило отца взять честное слово со старшего сына? - Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? - Что случилось 28 декабря? Зачитайте. - Какую книгу читал Старший брат в канун Нового года? - Как поступил Старший брат после очередной крупной ссоры с Младшим братом? Зачитайте. - Что страшного в словах Старшего брата “… оставь меня в покое…”? (рассуждения детей). - Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Почему? Докажите. - Как повёл себя Старший, когда опомнился, ведь Младшего во дворе уже не было? Зачитайте. - Почему отец с нетерпением выскакивает из саней, подъезжая к дому? (высказывания учащихся). - Скрыл ли Старший от родителей произошедшую ссору? - Отчего поседел отец? (рассуждения). - Что сказал Старшему отец? Зачитайте. - Каким бы вы назвали решение отца? Жестоким, справедливым, мудрым? (рассуждения). - Почему братья носят такие необычные имена? 5) Чтение 2-ой части (чтение цепочкой) Работа по содержанию - Где начинается волшебство? Зачитайте. - Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков? - Что нового мы узнали о Старшем? - Зачем нам сказочник во второй раз называет его количество лет? - Зачитайте описание ледяного леса. А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса? - Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? 6. Развитие творческого воображения - Пофантазируйте, что может произойти потом? - Найдёт ли Старший младшего? - Как это случится? 7. Обобщение - Что понял Старший брат, когда потерял брата? (рассуждения). Приложение (слайд № 21) III. Рефлексия “Слово улетает, написанное остаётся” Античный афоризм. IV. Домашнее задание - дочитать сказку - на выбор: а) найти значения непонятных слов б) нарисовать диафильм с подписями из текста. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бунеев, Бунеева “Методические разработки 4 кл.” 2. Энциклопедия “Русские писатели” 3. Детские книги Е. Шварца “Два брата”, “Сказка о потерянном времени” 4. Мудрые мысли. Энциклопедия
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |