Преподавание литературы Урок литературы в 10-м классе по теме "…Безумная душа поэта ещё любить обречена …" (Любовная лирика Ф.И. Тютчева)"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.03.06 Просмотров: 4 Беликова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урокаЭмоционально настраивающая экспозицияВ классе до начала урока звучит музыка (стихи Тютчева, положенные на музыку), ребята рассаживаются по своим местам, готовятся к уроку. На доске записала тема “…Безумная душа поэта еще любить осуждена..”, представлены фотографии Ф.И.Тютчева и Е А.Денисьевой, ключевые слова, использующиеся при анализе поэтического текста (лирический субъект, поэтический синтаксис, ритмика, строфика, фоника). На сменном стенде – фотографии, запечатлевшие события жизни Ф. И. Тютчева. 1. Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева “Последняя любовь” “…Безумная душа поэта еще любить осуждена..” – так называется наш урок, который мы трепетно посвящаем сегодня двум великим началам – Тютчев и Любовь. В центре нашего урока стихи, посвященные одной женщине – Елене Александровне Денисьевой, названные литературоведами “денисьевским циклом”. Мы будем читать изумительные тютчевские строки, глубочайшие по выраженному в них чувству, искренние и волнующие, пленительные и притягивающие. А также мы будем учиться анализировать поэтический текст, чтобы глубже понять его и постичь. Умение анализировать стихотворение пригодится тем ученикам, которые выберут экзамен по литературе в форме ЕГЭ. Начнем нашу работу. 2. Два ученика получают индивидуальные задания. Задание 1 Перед вами “ денисьевский” цикл Тютчева. Порядок расположения стихотворений нарушен. Постарайтесь восстановить его, расположив стихотворения так, чтобы они показывали роман в его развитии. Особо обратите внимание на группу стихотворений, относящихся к началу любви. Есть ли указание на то, каким видится лирическому герою будущее? Найдите и прокомментируйте образы, которые с наибольшей полнотой и выразительностью рисуют предчувствия поэта. Каково общее настроение этой группы стихотворений? С помощью каких приемов оно создается? (Стихотворения, составляющие “денисьевский” цикл, см. в Приложении 1) Задание 2 Обратите внимание на стихотворения, в которых появляются конкретные детали (события, обстановка, особенности взаимоотношений героя и героини). По этим деталям воспроизведите, что, где и как происходило, кратко запишите “ сюжет” романа. 3. Работа с учащимися по домашнему заданию (в качестве домашнего задания были предложены карточки с цитатами из воспоминаний, писем, которые необходимо было прокомментировать и ответить на вопросы) Карточка 1
Задание:
Примерный вариант ответа Тютчев любил всю жизнь. Сердце его было скроено на особый, тютчевский лад (из воспоминаний сына). Страсть обрушивалась на поэта, отметая все доводы рассудка (из письма дочери). Но Тютчев любил и не врал перед Богом. Он был преступно неосмотрителен, безнадежно неопытен и в 30, и в 50, и в 60 лет (потерял служебные документы и шифры, когда получил разрешение на брак с Эрнестиной, самовольно уехал из Турина). Душа его, действительно, была осуждена любить. Что такое осуждена? Значит, не свободна в своем выборе, подчинена каким-то силам, может быть, року или судьбе, выполняет какую-то повинность, чтобы искупить что-то, заслужить прощение. Карточка 2
Задание Подберите к указанным цитатам поэтические строки из “денисьевского” цикла, которые ярче всего подгверждают приведенные воспоминания.
Стихотворение это, написанное в канун первой годовщины со дня смерти Е. А. Денисьевой, занимает значительное место в “денисьевском” цикле. Название стихотворения указывает на конкретную дату, поэтому безусловной предпосылкой понимания текста является биографический комментарий. Биографический комментарий (дает ученик) Взаимоотношения Тютчева и Денисьевой продолжались 14 лет. Под конец Елена Александровна много болела: у нее был туберкулез. Она умерла в Петербурге или на даче под Петербургом 4 августа 1864 года. Похоронили ее на Волковом кладбище. Тютчев писал Георгиевскому: “ Все кончено... Вчера мы ее хоронили... Что это такое? Что случилось? О чем это я Вам пишу – не знаю... Во мне все убито: мысли, чувства, память, все… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не вижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то... Сердце пусто, мозг изнеможен. Даже вспомнить о ней, вызвать ее живую в памяти, как она была, глядела, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо... Писать более не в силах, да и что писать?..” Оставаться в Петербурге Тютчеву было невыносимо, он уезжает за границу. В последних числах марта 1865 года он, все еще в очень подавленном состоянии духа, возвращается в Петербург. В конце июня он пишет М. А. Георгиевской: “Я должен признаться, что с той поры не было ни одного дня, который я не начинал бы без некоторого изумления, как человек продолжает еще жить, хотя ему отрубили голову и вырвали сердце”. Две годовщины помянул он тем летом скорбными стихами: 15 июля в Петербурге написал “Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...”, а 3 августа в Овстуге “Вот брожу я вдоль большой дороги...” Вопросы для анализа текста:
(Текст стихотворения делится на З параллельные строфы. Повторы последнего стиха каждой строфы позволяют рассматривать стихотворение как единую смысловую конструкцию)
Выводы: Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что стихотворение Тютчева строится как отказ от надежд на гармонию, на соединение. Троекратно повторенный заключительный вопрос усиливает этот мотив. Соединение с любимым человеком для Тютчева возможно только на земле, земная человеческая близость не может быть заменена ничем. 6. Проверка индивидуального домашнего задания.(Жвум ученикам было предложено проанализировать стихотворение Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”. Одному ученику необходимо было дать самостоятельную интерпретацию стихотворения, другому – с использованием вопросов, данных учителем.) 7. Итоги урокаУчитель: Вот и подходит к концу наш урок. Звонок, который сейчас прозвенит, наполнит шумом школьные коридоры и спугнет лирическое очарование, сопутствующее нам. Но пусть оно не покидает вас и поможет быть чуть-чуть добрее, терпимее, сдержаннее в нашем сложном и отнюдь не поэтичном мире. Успехов вам! 8. Домашнее задание:Провести письменный анализ одного из стихотворений цикла, наиболее поразившего вас. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |