Преподавание литературы
Открытый урок "Игумен земли Русской". Заочное путешествие в Троице-Сергиеву лавру (8-й класс)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 850
Давыдова Наталия Владиславовна, учитель русского языка и литературы Цель урока: - Расширить знания учащихся о многогранной личности преподобного Сергия и его эпохе, об особенностях древнерусской литературы и законах жанра житии.
- Вызвать живой интерес к истории русской культуры и русской церкви.
- Воспитывать патриотические чувства к родной земле.
- Способствовать учащимся проникнуться духом эпохи, времени, описываемом в житие, представить неземной облик святого, понять силу и красочность народного языка жития.
Оборудование: - Изображение святого.
- Свиток «Пуще всего молю вас, братие, храните чистоту душевную и телесную».
- Изображение Троице-Сергиевой Лавры.
- Словарь незнакомых слов.
- Выставка книг.
- Мультимедийный проектор.
- Документальный фильм о жизни Сергия Радонежского (режиссер М.И.Сафонов).
Вступительное слово учителя: Сегодня мы совершим увлекательное заочное путешествие в Троице- Сергееву Лавру. Узнаем о житие ее основателя Сергия Радонежского. Познакомимся с еще одним жанром литературы- житие святых. Житие святых- это повествование и записи о жизни и деяниях святых, различными подвигами угодивших Богу. Начало этим повествованиям было положено святым евангелистом Лукою, описавшим в книге Деяний Святых Апостолов подвиги и страдания первоверховных учеников Спасителя нашего и его последователей. Несколько раньше Святой Апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь поминать своих наставников, запечатлевать веру во Христа своего жизнью и мученическою смертью. Следуя примеру боговдохновенного повествователя и соблюдая заповедь первоверховного апостола, христиане всегда тщательно сохраняли сведения о жизни и деяниях святых. Усаживайтесь поудобнее, мы начинаем путешествие. Сопровождать нас будут: - Иерей Вознесенской Православной церкви г. Белово отец Василий ;
- преподаватель Воскресной школы при Беловской Вознесенской церкви ;
- заведующая школьной библиотекой;
- обучающиеся 8 «А» класса, выполняющие роль экскурсоводов.
1 экскурсовод. Трудно найти более яркий по накалу страстей, по напряженности духовной жизни период русской истории, чем 14 столетие. Но удивительное дело: нашей памяти этот век почти не оставил имен. Иван Калита да Дмитрий Донской- вот кажется, и все, кого мы помним. А между тем, средневековая Русь имела длинную очередь своих мыслителей и проповедников. Их имена должны стоять в одном ряду с именами полководцв и государственых деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории- игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский. 2 экскурсовод: О жизни и учении Сергия известно очень мало. Русский православный монах, ушедший из земной жизни более 600 лет назад, не оставил после себя никаких богословских трудов или каких бы то ни было письменных свидетельств. Лишь одно изречение изображено на свитке в его : «Пуще всего молю вас, братие, храните чистоту душевную и телесную». 3 экскурсовод: В духовном мире все неразрывно, здесь время не имеет своей силы и власти. Школа Преподобного через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской Церкви. Главное дело в жизни святого - постоянное смирение и взыскание Мира в душе и Мира среди людей. Убедительна и сама тайна, окружавшая имя Великого Старца. Ныне, когда Россия снова обретает себя не в лязге имперского оружия, а в очищении души и восстановлении своей природы, кротости и тишине, мы чувствуем его незримое присутствие. Преподобный Сергий представляется нам гармоническим выразителем русского идеала святости. Мистик и политик, отшельник и киновит, небесный человек и земной ангел совместились в его благодатной полноте. Путешествие в мир игумена земли русской станет и погружением в древнерусскую христианскую традицию, очень мало знакомую современному человеку. Заведующая библиотекой знакомит обучающихся с выставкой по теме урока. Рассказ библиотекаря о жизни Сергия Радонежского: Будущий передвижник родился в первой четверти 14 века в Ростовской земле, от благородных иблаговерных, от отца, которого звали Кириллом, ростовского боярина знатного рода, и матери по имени Мария тихой, доброй и набожной женщины. Родители его были праведны перед Богом и перед людьми. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился отнеправедных родителей. Соединилось добро с добром и лучшее с лучшим. Путь Сергия Радонежского начался до его рождения. Находясь еще в утробе матери, он трижды прокричал в церкви во время Богослужения. Так удивителен был этот случай, что многие не знали, что и подумать «И разошлись все восвояси; и страшно было всем, слышавшим это». Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение, носила младенца в утробе, как некое бесценное сокровище. До самого рождения ребенка, она усердно постилась и молилась. Когда настал срок родов, родила своего второго сына. С самой колыбели Варфоломей (так родители нарекли будущего преподобного) привыкал к посту и воздержанию, отказываясь принимать молоко матери по средам и пятницам, а так же в те дни, когда она вкушала мясную пищу. Это был образ будущего воздержания того, что когда-нибудь в грядущие времена и годы младенец прославится поснической жизнью, что и сбылось. Ребенок рос, родители воспитывали его со всякими наставлениями в благочестии и чистоте. И милость Божия пребывала с ним. Когда же исполнилось ему семь лет, отдан был в учение. Несмотря на все свои старания, отличался плохой памятью, не мог выучиться даже читать. За это часто бранили его родители, учитель же еще строже наказывал, а товарищи смеялись над ним. Он очень скорбел об этом, втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня». Кадры из фильма. С тех пор юный Варфоломей стал удивлять всех своими быстрыми успехами. Так жил отрок во всем повинуясь своим родителям. Старался повеления их исполнять и ни в чем не ослушать их, как и Святое Писание говорит: «Чти отца своего и мать и будешь долголетен на земле». Через несколько лет Варфоломей стал поститься строгим постом в среду и пятницу, ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился. Возлюбив от юности безмолвие, часто бродил он в безлюдных местах, бездельникам и суетным людям не внимал; со сквернословами и насмешниками не общался, прилежно ходил в церковь и часто читал святые книги. Старцы, видя такую жизнь юноши, уже с детства удивлялись, говоря: «Кем будет юноша этот, которого уже с детства одарил Бог столь великой добродетелью?» Так шли дни, месяцы, годы… Невзгоды ростовской жизни не миновали и семейство боярина Кирилла. Лишившись имения, он со своей семьей оставил родной город Ростов Великий и переселился в село Радонежское, затерянное среди лесов северо-восточной окраины Московского княжества. В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельником. Принимая монашеский постриг, человек умирает для этой жизни, чтобы родиться заново и с другим именем, жить другими идеалами. Умирает, чтобы вернуться к людям другим. Сделать такой шаг нелегко, оттого жизнь монаха и считается подвигом. Родители отрока просили потерпеть немного, говоря: «Прекрасную стезю избрал ты. Только поухаживай за нами немного, и когда нас проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить». Чудесный же юноша обещал ухаживать за ними до конца их жизни. Через некоторое время родители его постриглись в монахи и удалились каждый в свой монастырь. Немного лет, прожив в монахах, ушли из жизни этой. По окончании сорокодневного траура Варфоломей приступил к исполнению своего давнего желания. Раздав имение, он свтупил на избранный им путь, радуясь душою. Преподобный юноша выбрал самый тяжелый монашеский постриг- пустыножительство- уединенную отшельническую жизнь вдали от людей, тяжелый физический труд и непрерывную молитву. Покинув отчий дом, отрекшись от наследства, Варфоломей вместе со своим братом Стефаном отправился навстречу внутренней свободы, сокровища духа, которое «ни моль, ни ржа не истребляют». Обошли они по лесам многие места и ,наконец ,пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была вода. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих на выбранное место принесли. Поставили себе удобную келью, а потом и небольшую церковку выстроили во имя Святой Троицы - зерно будущей Лавры. Кадры из фильма. Брат Стефан не мог вынести тяготы иноческой жизни, ушел в Москву и там поступил в Богоявленский монастырь. Варфоломей же пребывал в лесу один, подвизаясь и молясь Богу непрестанно. В лесном уединении инок смиренно переносил голод, холод, нищету, боролся с дьявольскими искушениями. Епифаний Премудрый, первым описавший житие Сергия Радонежского, точно и выразительно сказал о трудностях пустынножительства- «Житие скорбно, житие жестоко, отовсюду теснота, отовсюду недостатки. Что помяни- того несть…». Но и в этой неустроенности обихода подвижник находил радость сопричастности великому: ведь и сын Человеческий не имел где приклонить голову. Он осенял крестом темные углы избушки, подбрасывал в очаг веток, затягивал любимый отшельником 30-й псалом: «На тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде твоей избавь меня; приклони ко мне ухо твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо ты каменная гора моя и ограда моя». Единственными друзьями отшельника были звери и птицы. Больше года к нему каждый день приходил медведь для которого «старец» оставлял краюху хлеба на пне.Слава онем между тем начала распространяться повсюду. Кадры из фильма. Когда число иноков стало увеличиваться, братие умолили Сергия принять на себя игуменский сан. Епископ Афанасий посвятил православного монаха сначала во священника, а потом и в игумена. Из-за чистоты жизни Сергий был удостоен такой благодати стать настоятелем священному монастырю. Более 50 лет управлял Сергий своей родной обителью, но не изменил своей жизни и отношению к братии, первый подавая им пример трудолюбия и смирения. За полгода до кончины передал игуменство своему ученику Никону и «начал безмолствовать». Орешенный от всего мирского, внимательно сосредоточенный, он словно готовился к далекому пути. В сентябре Сергий занемог и вновь, созвав иноков, дал им последние наставления, прстился с ними, как нежный отец прощается со своими любимыми и дорогими детьми. Приобщился Святых Тайн и легко переплыв мутное море жизни, он невредимым провел свой душевный корабль, наполненный богатством душевным, дошел до тихой пристани.Всю свою долгую жизнь прожил Преподобный в великом воздержании и трудах. Согласно житию, Святой уже с детства отмечен благодатью, а при жизни достиг святости и много чудес сотворил. Рассказ священика О.Василия о чудесах, происходящих от Сергия. Духовный путь сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры, прошел в основном на одном месте- в монастыре на горе Маковец, где и умер он старцем 70-ти лет, но служение его людям продолжается. Кадры из фильма. Дело Сергия Радонежского в духовном наследии Руси неразрывно связано с новой, открываемой эпохой православного сознания. Рассказ преподавателя Воскресной школы. Заключительное слово учителя: Жизнь Святого игумена небогата внешними, видимыми событиями, зато сколько в ней духовных указаний и знаков. Он бежал от общества людей - а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча- но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Тихими и кроткими словами он укрощал распри, примирял князей, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Слово Сергия призывно прозвучало в грозном 1380 году, когда полчища Мамая двинулись на Русскую землю. Примером своей жизни, высотой своего духа Великий Строитель нашего нравственного порядка поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее. Рука его была раскрыта для нуждающихся , как река полноводная с тихим течением. Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило на Руси, он всеми доступными ему средствами стремился утверждать правду Евангелия перед лицом ожесточенного мира. Родоначальник Земли Русской Сергий Радонежский стал подлинным светильником- человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь заповедям любви и единомыслия. Федор Тютчев Чему бы жизнь нас не учила, Но сердйе верит в чудеса Есть не скудеющая сила, Есть и нетленная краса. И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя Роса не высохнет на них. И эта вера не обманет, Того, кто ею лишь живет. Не все, что здесь цвело увянет, Не все, что было здесь пройдет! Но эта вера для немногих Лишь тем доступна благодать, Кто в искушеньях жизни строгих, Как вы умел, любя, страдать. Чужие врачевать недуги Своим страданиям умел, Кто душу положил за други И до конца все претерпел. В небытие отходят все красные знамена, серпы и молоты, а деревянный крест, воздвигнутый монахом Сергием посреди глухого московского леса, будет притягивать к себе умы и сердца россиян до конца истории. Домашнее задание: Прочитать по учебнику житие Сергия Радонежского и пересказать.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|